К всеобщему удивлению многих экономистов по всему миру, центральный банк Ирака купил 36 тонн золота, которое на данный момент оценивается в районе 1,52 миллиарда долларов США. Этот шаг был направлен на то, чтобы стабилизировать курс иракского динара относительно зарубежных валют, включая американскую.
Это больше, чем некоторые страны купили за весь 2013 год. Теперь Ирак находится на 15 месте по объемам покупок золота за год. Тем не менее, те, кто хоть немного знаком с недавней историей иракского динара, наверняка чешут голову в недоумении. Эта закупка золота увеличила золотые запасы страны с 27 аж до 63 тонн (а это больше чем 133% прирост). Удивительно то, что сразу после покупки золота обменный курс иракского динара практически не сдвинулся с места, оставшись в районе 1,165 динаров за доллар США. Курс держится таким уже более двух лет (рис. 1).
Рисунок 1. Курс иракского динара по отношению к доллару США
Так как же эта закупка золота должна стабилизировать курс динара по мнению центрального банка Ирака?
Все знают, что центральный банк проводит ежедневные валютные аукционы, чтобы фактически привязать стоимость динара к доллару США, как это показано на рис. 1.
Иракскому ценробанку не нужно увеличивать свои золотые запасы, чтобы стабилизировать национальную валюту. Скорее всего, банк что-то затевает.
Неужели долгожданная ревальвация не за горами?
С начала 2010 года в Ираке стали чаще говорить о повторной деноминации (хотят убрать три ноля). Если это случится, деноминация определенно будет сопровождаться последующей ревальвацией динара (ценность иракской валюты может вырасти за считанные часы). Многие эксперты считают данный шаг необходимым для того, чтобы правильно выразить улучшение благосостояния иракцев через увеличение прибыли от экспорта нефти, начиная с конца 2003 года, когда закончилась война.
Благодаря тому факту, что нефтяные запасы Ирака находятся на пятом месте в мире, а также растущих на этом фоне объемов добычи (уже 7 место в мире), мы можем утверждать что прогресс идет достаточно быстрыми темпами.
По данным Trading Economics, ВВП Ирака растет в среднем на 6,625% в год, начиная с 2005 года. Темы роста ВВП в 2011 и 2012 годах составляли 8.58% и 10.2% соответственно. По данным Всемирного банка в 2012 году, Ирак находился на 14 месте в мире по темпам роста ВВП.
В то же время, многие эксперты утверждают, что весь этот прогресс, достигнутый экономикой Ирака, не отражен в полной мере в стоимости его валюты. Они утверждают, что Центральный банк искусственно занижает стоимость динара, жестко привязав его к доллару США и не давая обменному курсу изменяться в значительной мере. График на рис. 2 показывает долларовую стоимость динара (график обратно пропорционален тому, который изображен на рис. 1). Мы видим, что Центробанк вызвал укрепление валюты в период с конца 2006 по конец 2008 года. Но с тех пор идет подавление роста ее стоимости.
Рисунок 2. Курс доллара США по отношению к иракскому динару
Так неужели поэтому банк купил столько золота в прошлом месяце? Неужели все дело в том, что он собирается организовать очередную волну роста стоимости иракского динара относительно доллара США? Скорее всего, нет.
Конечно же, увеличение золотовалютных резервов через покупку долларов США, американских облигаций, золота и других активов должно приводить к укреплению валюты. Но если у Ирака уже есть 10 лет экономического прогресса, который еще не учтен национальной валютой, то в такой ситуации нет необходимости допокупать столько золота.
10 лет нефтяного богатства должно быть вполне достаточно, чтобы оправдать ревальвацию национальной валюты. Вряд ли Центробанк станет значительно повышать стоимость национальной валюты в ближайшее время, ведь дешевые деньги стимулируют деловую активность, создаются новые рабочие места, что выступает чем-то вроде моторного масла для двигателя национальной экономики. Именно это и делали западные экономики в последнее 5 лет после глобального кризиса.
Ну так зачем Ираку столько золота?
Хотя дополнительные запасы золота в хранилищах дают Ираку возможность укрепить динар относительно доллара, более вероятным сценарием будет увеличение денежной массы центральным банком Ирака. Он уже не первый год увеличивает денежную массу, и дополнительные запасы золота позволят ему продолжать в том же духе еще многие годы.
Итак, давайте проанализируем данную ситуацию:
Сейчас за сто долларов США можно пообедать в дорогом ресторане или 10 раз поесть в МакДональдс. Чтобы вы предпочли? 1 раз что-то дорогое или 10 раз что-то дешевле? Все зависит от того, что вы ищете. Вам нужно качество или количество?
В случае с динаром, ЦБИ предпочитает количество качеству. Используя дополнительные запасы золота для увеличения денежной массы вместо ревальвации национальной валюты, Ирак сможет получить те выгоды, в которых он нуждается больше всего на данный момент, особенно на фоне того, что послевоенная реконструкция все еще продолжается.
Экономическая цепная реакция
Самая насущная проблема для Ирака на данный момент заключается в том, что население Ирака увеличивается, и стране необходимы новые рабочие места. На это указывают графики на рис. 3.
Рисунок 3. Прирост населения и уровень безработицы в Ираке
Население Ирака выросло на 25% с того момента, как закончилась война (10 лет назад). В то же время, уровень безработицы в стране остается пугающе высоким.
Хотя решить эту проблему не так и просто, как кажется, но для начала следует пойти путем постоянного создания новых рабочих мест и увеличения благосостояния населения, чтобы оно могло тратить больше.
Данные меры должны запустить несколько процессов оздоровления экономики:
Во-первых, деньги станут дешевле, а дешевые деньги проще одалживать, что должно стимулировать расширение бизнеса и создание рабочих мест. Больше людей будет получать деньги, и больше денег будет тратится (а соответственно и циркулировать внутри экономики). Это будет дальше стимулировать рост коммерции. Но как сделать деньги дешевле? Через увеличение денежной массы. Чем больше денег циркулирует, тем они дешевле.
График на рис. 4 показывает увеличение денежной массы ЦБИ:
Рисунок 4. Объем денежной массы (М1) в Ираке
Но расширение денежной массы вылилось в определенную проблему. Настолько быстрые темпы увеличения денежной массы привели к тому, стоимость национальной валюты начала падать слишком быстро, тем самым снижая покупательную способность динара и вызывая гиперинфляцию.
График на рис. 5 демонстрирует нам, как в августе 2006 года уровень инфляции в Ираке достиг 76.55%.
Рисунок 5. Уровень инфляции в Ираке
Тогда как слабая валюта предпочтительна для стимулирования национальной экономики, она не должна быть настолько слабой, чтобы ее покупательная способность не могла угнаться за растущими ценами. Деньги сродни крови в вашем теле. Вы хотите, чтобы молекулы крови были достаточно мелкими, чтобы иметь возможность циркулировать по телу, но не настолько мелкими, чтобы потерять возможность разносить кислород по всему телу.
Так как же остановить процесс слишком стремительного обесценивания национальной валюты? Нужно увеличить процентные ставки. Через увеличение процентных ставок на правительственные облигации, центральный банк увеличивает стоимость своей валюты, позволяя ей догонять убегающие цены и замедлять темпы инфляции.
Таким образом, как показано на графике (рис. 6), ЦБИ увеличил процентную ставку с 7 до 20 процентов в период с 2006 по 2007 годы.
Рисунок 6. Процентные ставки в Ираке
Сработало? Несомненно! Уровень инфляции после данных мер упал с 76.55 процентов в 2006 году до нуля в 2007 году.
Но и это создало определенную проблему. Дело в том, что растущие процентные ставки делают деньги слишком дорогими для заемщиков, что негативно влияет на расширение бизнеса и создание новых рабочих мест. Более того, благодаря высоким процентным ставкам укрепляется и сама национальная валюта.
К 2009 году процентные ставки были районе 14 процентов, что было слишком много для стимулирования экономического роста в стране. Поэтому эффект от мер властей начал двигаться противоположном направлении от желаемого.
Поэтому трудности остались. Как снизить процентные ставки для удешевления национальной валюты и одновременно закачать в экономику больше денег, чтобы сделать их более доступными для заемщиков, при этом не обвалив национальную валюту и не вызвав гиперинфляцию?
И вот тут-то золото и пришло на помощь.
Немного роста за счет золота
Так как удержание процентных ставок на относительно низком уровне и закачивание большего количества денег в экономику через ежедневные аукционы оказывает понижающее воздействие на стоимость национальной валюты (что ведет к инфляции), центральному банк необходимо сгладить эффект от данных мере с помощью увеличения золотовалютных резервов страны, чтобы обеспечить дополнительную денежную массу и удержать обменный курс национальной валюты на относительно стабильном уровне.
Через увеличение золотого резерва страны ЦБИ получает больше пространства для маневров. Это пространство можно использовать либо для увеличения стоимости национальной валюты, либо для обеспечения дополнительной денежной массы, которая будет создана, и вливания ее в экономику без необходимости девальвировать валюту, вызвав тем самым инфляцию.
Когда банк стал перед выбором (создание новых рабочих мест или стимулирование экономики), выбор пал на стимулирование экономики (таким же образом поступили и другие центробанки мира).
Поэтому получается, что ЦБИ не обманул, ведь он купил золото, чтобы поддержать стабильность динара, но не для того, чтобы сделать его сильнее относительно доллара. Наоборот, мера была направлена на поддержание курса национальной валюты, чтобы та не обесценилась и не вызвала гиперинфляцию на фоне предстоящего расширения денежной массы, которая нужна для финансирования продолжающегося послевоенного восстановления.