В открытых источниках вы найдете немного информации о Брюсе Ковнере. Тем не менее, известно, что он вышел с самых низов, начав торговать на бирже мизерными суммами, и за всю свою жизнь сумел заработать около 12 млрд. долларов. Его личное состояние эксперты оценивают в 4,3 млрд. долларов. А основанный им хедж-фонд Caxton Associates LP в период своего рассвета приносил инвесторам до 87% годовых чистой прибыли.
Воплощение американской мечты
Между тем, биография Брюса Ковнера мало чем отличается от жизненного пути множества американских богачей, заработавших свое состояние собственноручно, а не получивших огромные капиталы по наследству. Брюс родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1943 году в семье эмигрантов из России. Его семья переехала в Америку еще в 1900 году. Но, несмотря на достаточно длительное время, которое Ковнеры провели в стране равных возможностей, десятилетиями они бедствовали в буквальном смысле этого слова. Рассказывают, что отец Брюса – Моиш Ковнер – не гнушался никакого труда, пытаясь заработать хоть что-нибудь. Порой ему приходилось пробираться сквозь толпы протестующих, чтобы попасть на свое рабочее место. И, в конце концов, семья решила переехать подальше от шумного мегаполиса, оказавшись в небольшом городке Сан-Фернандо Вэллэй, где и прошло детство Брюса.
Здесь он закончил школу, получив немало хвалебных отзывав от своих учителей. После этого Брюс Ковнер поступил в Гарвардский университет, где изучал политологию и философию. Впрочем, сосредоточиться на науке молодому человеку так и не удалось. Учеба давалась легко, но усилия, как говориться, были слишком рассеяны. В результате Брюс стал бакалавром искусств, одновременно пробуя себя в роли то музыканта, то водителя, то активного участника различных политических компаний. Скорее всего, никаких определенных перспектив перед ним так и не возникло бы, если бы Брюс не решился, наконец, заняться бизнесом.
Известно, что свою первую сделку на бирже Брюс Ковнер совершил с фьючерсными контрактами на поставку сои. Для этого ему пришлось взять кредит. Но операция прошла успешно. Одолженные деньги Брюс Вернул, заработав при этом неплохую, по его мнению, прибыль. И, конечно же, окрыленный успехом, он решил продолжить «игру». Однако известность на рынке Боюс приобрел уже после того, как в 1983 году основал свой хэдж-фонд Caxton. Именно благодаря ему удалось заработать многомиллиардное состояние на серьезных инвестициях в долгосрочные контракты. Впрочем, известность Брюса Ковнера и тогда ограничивалась весьма узким кругом богатых людей Америки. Хэдж-фонд долгое время был закрыт для новых инвесторов, о нем практически не упоминала деловая пресса, хотя сама компания приносила баснословные прибыли. Не в последнюю очередь, так происходило из-за природной замкнутости самого основателя. Боюс никогда не любил раздавать интервью и вовсе избегал общения с малознакомыми людьми. К примеру, об особенностях его особняка на 5-й Авеню в Нью-Йорке общественность узнала относительно недавно. Оказывается, даже жилище Ковнера построено как настоящая крепость, способная защитить владельца хоть от ядерного взрыва, хоть от фотовспышек папарацци.
Тем не менее, Брюс Ковнер стал известен как спонсор многих учебных заведений США, коллекционер произведений искусств и раритетов. Он также в свое время потратил немалые суммы на поддержку политических партий. В частности, два года назад полмиллиона долларов получил от него кандидат в президенты США Митт Ромни.
Извилистый путь к успеху
В средствах массовой информации Брюса Ковнера часто называют одним из крупнейших в мире трейдеров на межбанковском валютном и фьючерсном рынке. При этом особый восторг у авторов публикаций вызывает не столько сама величина огромного состояния, сколько прибыльность сделок, совершенных Брюсом в прошлом. Достаточно сказать, что, инвестировав каких-то две тысячи долларов в 1978 году, благодаря Ковнеру уже через 10 лет можно было получить миллион. Наиболее удачным для Брюса был 1987 год, когда он заработал 300 млн. долларов. Впрочем, средняя прибыльность бизнеса составила 87% в год.
В то же время, Ковнер начал понимать, что, по его же словам, «некоторой известности все же не избежать». К этому выводу его привели некоторые публикации в СМИ, где были сильно искажены факты его биографии, после чего Брюс решил, что с журналистами все-таки стоит хоть немного пообщаться. В результате, из первых же публикаций о Брюсе Ковнере читатели узнали, что он – не совсем обычный биржевой трейдер, сумевший заработать огромные деньги на биржах. Скажем, ему вовсе не свойственна та хладнокровность и беспощадность, которая присуща большинству титанов бизнеса. Напротив, Брюс больше напоминает доброго и снисходительного университетского преподавателя, оставляющего за своими студентами право на ошибку. Кстати, в свое время он действительно обучал молодежь в Пенсильванском университете, хотя деятельность такого рода не приносила ему ни морального, ни материального удовлетворения. Впрочем, приобретенные на этой стезе привычки и сформированная модель поведения практически не изменились, когда в середине семидесятых годов Брюс занялся бизнесом.
Прежде всего, рассказывал Боюс Ковнер, он посчитал необходимым досконально изучить предмет, которым он собирался заняться. Для этого пришлось перечитать всю литературу, которую удалось найти по биржевой торговле. Внимание будущего титана привлекла концепция процентной ставки. Зависимость доходности государственных ценных бумаг от времени и срока погашения буквально очаровала начинающего трейдера. Брюс сразу же уяснил, что, если у каждой бумаги из определенной серии с последовательно возрастающим сроком обращения доходность выше, чем у более краткосрочной, то на графике кривая доходности будет представлена непрерывной восходящей линией. Кроме того, Ковнер обнаружил определенные закономерности в ценовых спрэдах между различными фьючерсными контрактами. Таким образом, бизнес уже представлялся ему не как рискованное предприятие с неизвестным результатом, а как некая беспроигрышная лотерея, в которой одно лишь участие приносит неплохие дивиденды.
Применяя свою теорию, Ковнер покупал и продавал фьючерсы с разным сроком поставок, играя на внутрирыночных спрэдах и изменении доходности. Имея изначально всего 3 тыс. долларов, на двух первых сделках с медью он заработал тысячу. Конечно же, это были не те деньги, ради которых можно было забыть обо всех полученных на то время профессиях. Но в начале 1977 года на биржах образовался явный дефицит сои. Спрос оказался настолько велик, что игра с фьючерсами начала приносить серьезные прибыли. Однако, попав под влияние не самого опытного брокера, Ковнер чуть было не разорился. Когда казалось, что рынок будет расти до бесконечности, Брюс наращивал и наращивал объемы сделок. В конце концов, цены пошли вниз, и ему еле-еле удалось «выскочить» на нижнем пределе. Всего за день капитал, составлявший 45 тыс. долларов, превратился в 22 тысячи. Тем не менее, эта сумма была значительно выше тех трех тысяч, с которыми он еще недавно вошел в рынок.
И все-таки, вспоминает Боюс Ковнер, в тот момент он чуть было не решил покончить с карьерой трейдера. По его словам, больше всего раздражал не сам факт потери денег, а то, как он, готовившийся в биржевой торговле и считавший, что все у него просчитано наперед, мог совершить такие глупые ошибки – сначала поддаться азарту, затем – запаниковать. До сих пор Брюс вспоминает те дни как самые мучительные в своей бизнес-карьере.
Конечно же, это была не единственная неудача в биографии Брюса Ковнера. Да и опасные ситуации возникали не раз. Так, в 1981 году он потерял около 16% своего капитала только потому, что не учитывал медвежий характер рынка и пытался торговать на нем, как в бычьих условиях. А вот во время финансового краха в 1987 году ему удалось вовремя выйти в кэш. Позже Ковнер рассказывал, что попросту воспользовался одним из главных правил биржевой торговли: если не знаешь, что происходит вокруг, лучше закрой все свои позиции.
Несколько принципов Брюса Ковнера
Составлять и систематизировать правила, по которым самые удачливые трейдеры зарабатывают миллиарды, - дело не самое благодарное. Тем не менее, аналитики постоянно пытаются раскрыть секрет успеха, докапываясь до первооснов, позволяющих превратить тысячи в миллионы, а миллионы в миллиарды. Что же такого особенного было в поведении Брюса Ковнера? На первый взгляд, - ничего особенного. Впрочем, сравнить его поведение с другими трейдерами, которым так и не удалось на том же самом рынке заработать серьезные деньги, все-таки можно.
По словам Брюса, с самого начала ему внушили одну важную мысль: на бирже действительно можно сделать миллион, только для этого необходимо отдаваться своему делу целиком, быть дисциплинированным и всегда занимать правильную позицию. Главное же, ни на секунду не сомневаться, что свой миллион вы получите, даже если для вас наступил период временных неудач. Уверенность в себе – прежде всего!
Вы можете принять оптимальное, по вашему мнению, решение, и ошибиться, - утверждает Ковнер. Но это еще не значит, что вы поступили неправильно. Следуйте той же логике, если вы уверены в своей стратегии. Если снова ошибетесь – ничего страшного. На третий или четвертый раз свой капитал вы обязательно удвоите. Но этого никогда не случится, если после каждой неудачи вы станете лихорадочно составлять новые стратегии.
Удачливого трейдера от всех остальных участников рынка отличает способность представить мир иным, чем он есть в данный момент. Брюс Ковнер говорит, как для получения прибыли ему, например, надо было уверовать, что соевые бобы могут подорожать вдвое или что курс доллара может упасть до 100 иен, хотя ничего подобного в тот период не прогнозировалось. Кроме того, необходимо уметь противостоять внешнему давлению. Увы, но множество авторитетных участников рынка, аналитиков и экспертов пытаются повлиять на ваше сознание. Вы же при этом должны сохранять трезвость ума и не поддаваться всеобщим заблуждениям.
Наконец, каждый удачливый трейдер просто обязан быть сильной и независимой личностью. Упрямость вовсе не должна рассматриваться как недостаток характера. Скорее – наоборот. Нужно уметь открывать такие позиции, к которым другие не готовы. Однако нельзя поддаваться алчности. Она губит даже самые хорошие идеи. В результате, заработав хорошие деньги, вы потеряете их только потому, что не сумеете заставить себя вовремя выйти с рынка.
И, конечно же, трейдер должен быть хорошо информированным. Фундаментальные данные, которые порой меняются с новостями, закладывают основные перспективы рынка. Если полагаться исключительно на технический анализ и собственную интуицию, заработать вряд ли удастся много.