Индекс промышленных акций Доу-Джонса – это самый неточный и искаженный из всех фондовых индексов. Но каким-то образом он все еще остается самым отслеживаемым фоновым индексом. Многие из пороков данного индекса общеизвестны, но это не не останавливает многих трейдеров и инвесторов от того, чтобы следить за каждым движением данного индекса.
Существует много причин, почему обычному инвестору не стоит полностью доверять индексу промышленных акций Доу-Джонса.
Даже самые базовые аспекты DJIA дефектны. Когда Чарльз Доу создал индекс в 1896 году, он состоял всего из 12 компаний. В 1916 году количество компаний увеличилось до 20, а уже в 1928 году число достигло 30 и до сих пор остается таковым, но сами компании менялись уже более 50 раз за все это время. Эти изменения привели к созданию “неуклюжего” метода с целью стабилизации ценового поведения индекса.
Проблема в том, что все те изменения уничтожили всю полезность данного индекса. Давайте взглянем на ситуацию под следующим углом:
Вы можете сравнить стоимость акций General Electric Co. (NYSE: GE) сегодня со стоимостью GE в 1975, 1985 и 1995 годах, полагая, что вы складываете яблоки с яблоками, но компоненты индекса сегодня отличаются от компонентов индекса 20-30 или 40-летней давности. Поэтому получается, что на самом деле вы складываете яблоки с бананами апельсинами и манго.
Еще одна большая проблема с индустриальным индексом Доу-Джонс заключается в том, что данный индекс взвешенный, но вопрос в том, что взвешенность основывается на стоимости акций, а не на рыночной капитализации компаний.
Получается, что нефтяной гигант Exxon Mobil Corp. (NYSE: XOM), стоимость одной акции которого приблизительно равна $100, имеет меньший удельный вес в индексе, чем тот же банк Goldman Sachs Group Inc. (NYSE: GS), чьи акции торгуются на уровне 160 долларов за акцию, хотя рыночная капитализация Exxon Mobil в 6 раз больше!
Получается, что один из компонентов индекса с низкой стоимостью может сделать серьезное движение, но индекс лишь слегка шелохнется, тогда как более дорогой компонент может вызывать серьезные изменения в поведении всего индекса менее значительными движениями.
Но у данного индекса есть еще один порок, который ставит под сомнение ценность данного индекса как барометра фондового рынка.
Индекс промышленных акций Доу-Джонса перекошен в сторону победителей
Помните те 50 с лишним изменений индекса? Результат этих изменений намного более драматичен, чем кажется. Они делались таким образом, чтобы удостовериться, что он будет продолжать отражать общую картину происходящего в американской экономике. Но если вы посмотрите на историю этих изменений, от одно остается неизменным – неудачники заменяются победителями, что создает предпосылки для более сильного роста индекса.
Один математик из Голландии, занимающихся исследованием фондовых индексов, обнаружил, что манера управления компонентами индекса Доу-Джонс напоминает пирамидальную схему. Все идет хорошо, пока в список добавляются компании на взлете или во время фазы ускорения роста взамен компаний, которые находятся на стадии деградации. Очевидно, что это увеличивает шансы на то, что индекс пойдет скорее вверх, чем вниз.
В частности, с 1980 года в индекс было добавлено 7 технологических и телекоммуникационных компаний и 5 финансовых компаний. Обе группы испытывали периоды серьезного роста в последующее десятилетие, что совпадает с бычьей траекторией индекса в середине 1980-ых годов, когда индекс вырос с 900 до 10 000 и выше в последующие годы.
Это искажение вверх уже встроено в текущий индекс, и это еще одна причина, по которой не стоит доверять ему, когда речь идет о подлинном состоянии американской экономики. Несмотря на все недостатки данного индекса, финансовые СМИ все равно продолжат уделять ему очень много внимания. А все потому, что он сродни закадычному другу или знаменитости, которую престижно цитировать. Это что-то вроде институциональной памяти.
Вывод: Для более правдивого представления о ситуации в американской экономике лучше обращать внимание на такие индексы, как Standard & Poor's 500 или Russell 2000.