Пару дней назад Генеральный прокурор штата Нью-Йорк Эрик Шнайдерман объявил войну тем, кто занимается высокочастотной торговлей на фондовом рынке США. Он считает, что такой вид торговли создает “фундаментально несправедливые и потенциально незаконные ситуации на рынке, позволяющие избранным трейдерам получать преждевременный доступ к ключевой рыночной информации за счет остальных участников рынка…”
Очевидно, что для того, чтобы остановить высокочастотную торговлю, понадобится много времени и сил, ведь будут необходимы кардинальные изменения в законодательстве, которые будут касаться не только самих высокочастотных трейдеров, но и новостных источников, которые дают ВЧТ (высокочастотным трейдерам) возможность получить заблаговременный доступ к важной рыночной информации, включая сами биржи типа NASDAQ и NYSE.
Что же касается Шнайдермана, он пошел на войну, вооружившись, по крайней мере, одним эффективным оружием.
В частности, он предложил Комиссии по ценным бумага США и другим финансовым регуляторам вкупе с фондовыми площадками США принять во внимание рекомендации, выдвинутые экономистами школы бизнеса при Университете Чикаго, которая известна тем, что борется за свободный рынок.
Рекомендации, на которые ссылается генпрокурор, по сути означают кардинально новый способ свести покупателей и продавцов в рамках одного рынка. Он называется "frequent batch auctions" - срочные порционные аукционы.
Суть в том, что вместо торговли акциями постоянно в течение дня, торговый день будет разбит на короткие промежуточные аукционы, которые будут проводиться, скажем, каждую секунду. В таких условиях трейдеры не будут иметь возможности видеть цены каждого аукциона, тогда как биржи будут собирать все ордера на момент аукциона и исполнять только те ордера, где аск и бид (цена покупки и продажи) совпадают. Таким образом будет определяться справедливая цена актива без всяческих манипуляций.
Данные изменения (если таковые будут) положат конец “гонке вооружений”, которые устроили компании, занимающиеся высокочастотной торговлей. Если не будет ВЧТ, не будет и необходимости наращивать скорость торговли, что избавит биржи от возможных перегрузок из-за нехватки мощностей, что тем самым обезопасит участников рынка от возможных сбоев и вызванных ими хаотичных рыночных движений.
Многие эксперты не уверены в том, что реализация подобного плана по замедлению скорости торговли на фоновых рынках станет возможной, потому что столкнется с ожесточенным сопротивлением как со стороны самих компаний, занятых ВЧТ, так и самих бирж, ведь их прибыль зависит напрямую от ликвидности и арбитража. Иными словами, биржи вряд ли захотят снизить частотность торговли, что приведет к меньшему количеству исполняемых ордеров и, соответственно, более низкой прибыли бирж.
Другие эксперты полагают, что даже в случае принятия изменений, компании найдут способ обойти скоростные ограничения, даже если тем придется переписывать своих торговых роботов и менять оборудование. В конечном счете роботы станут более сложными, поэтому никто не может гарантировать, что изменения не приведут к началу иной “гонки вооружений”. Более того даже с точки зрения регулирования рынка ситуация может стать не настолько ясной, насколько этого хотелось бы регуляторам. Следует помнить о том, что везде есть место непредсказуемым последствиям.