Нынешняя глава ФРС Джэнет Йеллен недавно попала в ситуацию, где она употребила фразу “иррациональное изобилие”. И это очень важно для ваших инвестиций.
Фразу “иррациональное изобилие” впервые употребил Алан Гринспен, тогда еще председатель ФРС США. Это произошло 5 декабря 1996 года, когда Гринспен выступал в Американском институте предпринимательства. Вот как это звучало:
“Мы знаем, что иррациональное изобилие влечет за собой чрезмерное увеличение стоимости активов, которые затем превращаются в предмет неожиданного и длительного сокращения подобно тому, которое мы видим в Японии в последние 10 лет. И как нам это учитывать в ведении денежно кредитной политики?”
Да, нужно признать, что рыночные времена тогда были не из лучших. Но все же он задал несколько релевантный вопросов:
Как определить образование ценового пузыря на фондовом рынке? Должен ли Федеральный Резерв принимать соответствующие меры, если такие ценовые пузыри продолжают увеличиваться в размерах?
Когда ФРС спрашивает о ценовых пузырях, это звучит иронично, ведь зачастую образование ценовых пузырей является ошибкой самой ФРС. В конце концов, ФРС удешевляет деньги через низкие процентные ставки, чтобы инвестировать еще больше денег.
Конечно же, некоторая часть этих дешевы денег инвестируется несоответствующим образом, создавая дисбалансы в экономике, которые потом всплывают наружу, когда стоимость активов стремительно падает.
Еще более ироничен тот факт, что Гринспен намеренно поднял процентные ставки на 50 базовых процентных пунктов в марте 2000 года после того, как лопнул знаменитый мыльный пузырь на рынке интернет компаний (или доткомов, как их еще называют), а затем раздул пузырь на рынке недвижимости с помощью своей терпимости к низким процентным ставкам и поддержке кредитных свопов и других деривативов, которые, как утверждают эксперты, и распространили риски на весь мир, что в результате привело к глобальному кризису. Они прилично напортачили, чуть не обвалив всю мировую банковскую систему.
К тому моменту, когда Гринспен впервые употребил фразу “иррациональное изобилие”, фондовый индекс широкого рынка S&P 500 почти удвоился в стоимости за два года с 450 до 750. Его отношение цены к чистой прибыли равнялось 18 на тот момент, почти там же, где и сейчас.
Индекс S&P 500 снова чуть не удвоился, дойдя до отметки 1,498, к тому моменту, когда действия Гринспена привели к тому, что пузырь лопнул. Отношение цены к чистой прибыли индекса S&P 500 превышало уровень 30 более года. Средняя доходность компаний, входящих в состав S&P 500, достигла максимума на уровне $56.13 на акцию в 2000 году.
Некоторые эксперты до сих пор считают, что Гринспен оказался прав насчет иррационального изобилия, но просто он поспешил, сообщив об этом на 3 года раньше. Но если ты ошибся со своим прогнозом на целых три года, то не просто поспешил, а оказался неправ.
И вот Джэнет Йеллен последовала примеру Алана Гринспена, упомянув иррациональное изобилие. Что бы это значило? Хорошо, что спросили…
Джэнет, да что с тобой такое?
Если вы пока не в курсе, вот что сказала Джэнет Йеллен на недавней пресс-конференции:
“Тем не менее, показатели оценочной стоимости в некоторых секторах американской экономики действительно выглядят слишком растянутыми, особенно это касается более мелких компаний в сфере социальных медиа и биотехнологий, несмотря на падение стоимости их акций в начале года.”
Ладно, как и во времена Гринспена, соотношение цены к чистой прибыли S&P 500 составляет около 18 (рис. 1). Поэтому Йеллен определенно поспешила с прогнозами относительно ценового пузыря на фондовом рынке. Более того, следует учесть и тот факт, что сравнивать акции интернет компаний на рубеже веков и сегодняшних компаний из данного сектора как минимум недальновидно.
Рисунок 1. Соотношение цены к чистой прибыли S&P 500
Вы когда-нибудь пользовались Twitter’ом? Это самая тупая и самодовольная из всех социальных медиа, с которыми нам приходилось сталкиваться. Вообще употребление слова “медиа” по отношению к данному ресурсу – это уже снисхождение. Возможно, владельцам Twitter’а повезет, и они смогут продать его более курной компании, ведь Twitter явно не стоит $22 миллиардов.
Если верить прогнозам экспертов, Twitter заработает в следующем году $151 миллион. Такими темпами ему понадобится 153 года, чтобы оправдать рыночную капитализацию, равную $22 миллиардам. Просто отличная сделка!
Ладно, давайте вернемся к тому, что главе ФРС кажется, что некоторые акции начинают намекать на образование ценового пузыря. Встает вопрос: осмелится ли Джэнет Йеллен поднять процентные ставки до того, как уровень отношения цены к чистой прибыли индекса S&P 500 будет торговаться выше 30 более года? Может быть, вопрос звучит не самым лучшим образом, но неужели у нее хватит смелости на то, чтобы перейти к решительным действиям? Если честно, она сможет это сделать.
А теперь позвольте сказать кое-что в пользу защиты Гринспена. Следует помнить, что он являлся главой ФРС на заре интернета. Это было революционное время, показатели продуктивности зашкаливали на момент выхода корпораций онлайн. Понятно, что никто не хочет убивать курицу, несущую золотые яйца. Сегодня почти 30% интернет пространства заполнено ресурсами с видео клипами, демонстрирующими нам котят или козлят, запрыгивающих друг на друга. Да, это все умиляет, но здесь нет курицы, несущей золотые яйца. Многие хотят прикончить Twitter с помощью поднятия процентных ставок.
Готовьтесь к взрыву
Сейчас американская экономика не может похвастаться потенциалом типа “в этот раз все по-другому”. Сейчас нет революционных инноваций, меняющих экономику (хотя и есть некоторые крутые технологии типа робототехники и 3D принтеров, тогда как некоторые биотехнологические компании близки к разработке лекарства от рака).
Сейчас США пытается сократить уровень долга, увеличить уровень занятости, параллельно стимулируя потребительский спрос, на котором и держится вся американская экономика. Очевидно, что госпожа Йеллен не собирается ставить палки в колеса, придерживаясь старой тактики ФРС – вербальной интервенции.
Йеллен хотела бы не делом, а словом сбить стоимость некоторых переоцененных активов. Но это вряд ли произойдет, ведь инвесторы знают, что она любит поговорить, но ничего не делает. Именно поэтому можно ожидать дальнейшего роста фондового рынка США. Этот этап может пролиться год или даже больше. Так что готовьтесь заработать еще немного деньжат. Удачных инвестиций!