В прошлом году даже самые радикальные аналитики не предполагали, что разворот в ценовых категориях нефти окажется настолько крутым и произойдет за такой короткий срок. Более всего пострадала, как ни странно, американская нефть – состоянием на 30 декабря 2014 года нефть марки WTI опустилась до 53,34 долл. за барр., хотя ценообразующей выступила все же марка Brent, которая также подешевела до 57,65 долл. за барр. Начало прошлого года предвещало весьма недурственные перспективы – нефть этой марки торговалась по 107 долл., а к средине июня взлетела до 115 долл. США. Но уже к концу месяца стали происходить разительные перемены и цена на черное золото ушла в крутое пике. Эксперты ожидали, что в декабре ситуация наконец стабилизируется и цена, отбившись от 60 долларов за баррель, наконец немного вырастет. Однако на деле наблюдалась совершенно иная картина (рис. 1). Главной причиной аналитики скорее по привычке считают жадность стран ОПЕК, которые не снижают темпов и объемов нефтедобычи несмотря ни на что. И, в первую очередь, без оглядки на Кремль. Следует ли инвесторам считать это сигналом к ослаблению влияния РФ на мировом рынке и в международной политике, или же расстановка сил останется прежней и на цена на нефть вскоре скорректируется согласно законам себестоимости, а не политики?
Рисунок 1. Динамика стоимости нефти в 2014 году
Итак, Россия проигрывает на рынке нефти. Ее влияния на станы-члены ОПЕК уже не хватает, чтобы урезонить страны, провоцирующие демпинг. Более того, они заявляют, что даже при стоимости нефти 20 долларов они будут вынуждены продолжить нефтедобычу, чтобы вытащить свои экономики из пропасти. Разумеется, для стран, где добывать нефть дороже, это обернется не просто очередным дефицитом бюджета и снижением ВВП, а настоящей катастрофой, и лучшее, что они смогут сделать в этом случае, это законсервировать нефтяные резервы и ограничить добычу ресурса до определенного времени. Экономикам таких стран придется «затянуть пояса», и, в первую очередь, это скажется на потребителях, ведь неизбежно поднимутся цены на продуктовую корзину и другие товары.
Вполне логичны панические настроения западных экспертов, которые рассматривали каждую новость на ливийском фронте или нигерийском нефтепроводе как повод для удорожания ресурса. Ожидания от негативного эффекта раздували стоимость черного золота на торгах и это неизменно сказывалось на ситуации в целом. И это работало еще прошлые пару лет. Аналитики прогнозировали даже цену 150 долл. за барр. К началу прошлого года торговались фьючерсы именно с учетом этой цены. Однако, что же происходит сейчас? Обострение противостояния с Россией словно отрезвило мировую экономику и внесло некоторую ясность. По крайней мере, инвесторы стали руководствоваться не ожиданиями эффекта от каких-либо событий, а уже произошедшими. Это говорит о том, что они стали осторожнее и не спешат вкладываться в актив, ставший рисковым.
К чему готовятся США?
В 2014 году кризисных ситуаций возникало, хоть отбавляй. Но США пошли на рискованный шаг, запасаясь нефтью и уводя капитал с рынка нефти. Об этом свидетельствуют действия крупнейших нефтяных компаний, которые заявляют о своем уходе на рынок альтернативных источников энергии. При этом, США остается самым крупным потребителем нефти и с каждым годом уровень потребления увеличивается. В то же время, нефтяных запасов, которые сейчас накапливаются, в случае полного прекращения нефтедобычи и импорта, хватит не более, чем на неделю при самых лучших прогнозах. Поэтому бегство капитала с рынка нефти выглядит весьма тревожным сигналом: пока страны с большим потенциалом буквально истощают собственные запасы, другие страны скупают ресурс по бросовым ценам, грозясь еще больше сбить цену. Однако эта ситуация не может продолжаться долго и аналитики в среднесрочной перспективы вполне настроены на разумную коррекцию цены и даже очередное раздувание пузыря в перспективе долгосрочной. США же, вероятнее всего, стремятся и вовсе избавиться от энергетической зависимости от нефти и выводят доллары из нефтяных активов. С другой же стороны, такие действия приводят к укреплению доллара и экономика может пострадать от дефляции, обернувшись рецессией. Однако политики все равно пойдут на такой шаг, если это будет нужно, чтобы совершить очередной качественный скачок. К примеру, в Европе многие автолюбители с удовольствием пересаживаются в электрокары, которые можно, подобно мобильному телефону, заряжать на автозаправках. И, вполне возможно, вскоре бензоколонки будут и вовсе заменены на трансформаторные подстанции для перезарядки. А бензин останется уделом тех, кто не сможет себе позволить более дорогое авто. Именно за счет разницы цены в цепи производитель-поставщик-потребитель поставщики будут сейчас получать хорошую прибыль. Но такая ситуация также будет ограничена во времени.
В развитых странах Запада, в отличие от США, потребление нефти действительно снижается. И в этом кроется причина удешевления нефти. Так, среднесуточный спрос в 2014 г. по данным Международного энергетического агентства, опустился до 92,4 млн. барр., а суточный объем поставок вырос до 93,8 млн. барр., что на 2,8 млн. барр. больше, чем в 2013 году. Страны ОПЕК собирались по этому поводу в Вене 27 ноября: проблему падения цен можно было бы решить ограничением квот на нефтедобычу, за что активно выступали игроки, у которых бюджеты напрямую зависят от высоких цен на сырье, однако более крепкие страны, включая Саудовскую Аравию, отстояли сохранение добычи на прежнем уровне – около 30 млн. барр. в сутки, справедливо опасаясь, что уступив в данном вопросе, потеряют долю на рынке.
Ненужная нефть: правда или видимость?
Низкие цены на нефть уже показывают первые итоги: Саудовская Аравия заложила в госбюджет на 2015 год стоимость нефти на уровне 55-63 долл. за барр., однако впервые с 2011 года страна получит бюджетный дефицит в размере 38,6 млрд. долл., при этом расходы составят порядка 230 млрд. долл., а доходы – только около 191 млрд. долл. А власти Венесуэлы на 2015 г. заложили стоимость нефти в 60 долл. за барр., в то время как РФ - от 95 до 60 долл. за барр. И эти страны так же столкнутся с дефицитами, поскольку раньше рассчитывали на более высокий уровень цен.
Еще одной значительной причиной роста мирового предложения стала сланцевая революция в Соединенных Штатах. Год назад прогнозировали, что американцы станут лидерами по объему добычи нефти и газа, и в третьем квартале объем средней ежесуточной добычи достиг 8,7 млн. барр., что стало максимумом с 1986 года. Ожидается, что в 2015 г. этот показатель увеличиться до 9,5 млн. барр., практически сравняясь с добычей в Саудовской Аравии. Благодаря наращиванию собственной добычи, Штаты снижают зависимость от импортных поставок из других стран и насыщают внутренний рынок более дешевым топливом. В то же время поставщики вынуждены искать другие рынки сбыта, возникает высокая конкуренция в т.ч. и в ценовом сегменте: выигрывает тот, кто предлагает более выгодные для импортеров цены на нефть. Понятно, что в таких условиях «черное золото» просто не может дорожать.
Сланцевая революция оказала серьезное влияние на рынок, однако никто не ожидал, что падение цен произойдет так стремительно и в такие короткие сроки: большинство игроков рынка не успели подготовиться к подобной ситуации. Трейдеры делали ставки на увеличение стоимости сырья, по этой причине рынок оказался перекупленным, поэтому сейчас единственное, к чему они стремятся, это максимально снизить убытки, распродавая контракты по бросовым ценам.
Не могут осилить избыток предложения и Европа с Китаем в силу неблагоприятной экономической конъюнктуры. Рост в КНР замедляется, а это, в свою очередь влечет снижение потребностей китайских компаний в сырье, а в странах еврозоны, находящихся на грани рецессии, никак не могут запустить инфляционный процесс, который мог бы оказать положительное влияние на рост региональной экономики. Наступил период перепроизводства нефти, которую просто некуда деть и некому продать.
Реваншисты сделают погоду?
Еще одним фактором насыщенности рынка предложениями выступает Иран: после частичного снятия эмбарго на поставки нефти, эта страна намерена также нарастить объем поставок своего сырья на мировой рынок, и не будет уступать свое место кому-либо. В течение длительного периода времени из-за нежелания сотрудничать в вопросе безопасности ядерных программ страна находилась без свежих долларовых вливаний.
Падение нефтяных цен обусловлено и макроэкономическими причинами – это сворачивание программы «количественного смягчения» Федрезервом США. Стимулы от американского Центробанка «подпитывали» цены на разного рода активы, в т.ч. и на нефть: до начала монетарного стимулирования нефть стоила в пределах 82-87 долл. за барр. Примерно до этого уровня упали цены в октябре, когда ФРС США завершила свои QE3, в период действия которых наблюдался ценовой рост до 115 долл. за барр. в 2014 году – максимум до 126,4 долл. за барр. в 2012 году.
Затяжной прыжок нефти с обрыва со страховочным тросом за спиной вскоре обернется не менее стремительным возвращением на исходные позиции, когда аналитиков одолеет очередной приступ паники по поводу истощения мировых запасов нефти. И все на определенное время смогут забыть, что Саудовская Аравия готова к цене 20 долларов за баррель, поскольку стоимость нефтедобычи для нее составляет около 5 долл. за барр. Экономисты Bank of America Merrill Lynch ожидали, что средневзвешенная цена на нефть по итогам 2015 году достигнет 108 долл. за барр., в то время как в 2014 году данный показатель должен был составить 105 долл. за барр. На рынок окажет влияние успех ЕЦБ с его вариантом программы QE и ход сланцевой революции в США. Несмотря даже на то, что успехи в сланцевой революции сильно преувеличены и добыча сланцевого газа сопряжена с рядом сложностей.
Какую же цену на нефть следует ожидать в этом году? Эксперты склоняются к тому, что цена на нефть ближе к 2015 году стабилизируется на уровне 80-85 долл. за барр. Есть мнение, что, во-первых, страны ОПЕК «одумаются» (не без помощи русских друзей) и все-таки снизят квоты на добычу, а во – вторых, при низкой стоимости нефти становится невыгодной добыча сланцевой нефти. Уже сейчас инвесторы, вложившие в нефтяной сектор, терпят убытки из-за того, что такую нефть добывать в труднодоступных местах дорого, так же сворачиваются ряд других дорогостоящих проектов. Во всяком случае, длительное время выдерживать финансовую нагрузку из-за дефицита бюджета страны не смогут. Хотя бы из-за риска назревания внутренних социальных конфликтов.