Объединение нескольких участников в экономический союз – хорошо себя зарекомендовавшая замечательная идея. Для многих стран войти в одно торговое и валютное пространство с лучшими экономиками мира стало стратегическим путем развития и едва ли не единственным возможным вектором. Но, в то время как страны-лидеры чувствуют себя уверенно и стабильно, у других участников еврозоны вновь обострились старые и хорошо известные проблемы. В частности, в очередной раз был поднят вопрос о платежеспособности Греции своему основному кредитору – Германии. Несговорчивость греческого парламента насчет условий МВФ, заигрывания, пусть и малорезультативные, с Путиным и уж вовсе эпатажное заявление о репарациях и на основании этого полный отказ отдавать заем наводит экспертов на мысль о том, что по долгам греки если и выплатят, то не в срок. Более того, кроме вполне ожидаемого прогноза о дефолте ненадежного партнера собираются исключать из Еврозоны. Эксперты оценивают такую вероятность с точностью до 50%, которая, безусловно повысится, если Греция под благовидным предлогом совместного или не-греческого производства все же начнет поставлять свою продукцию на российский рынок и отменит, пусть даже и частично, санкции в отношении Российской Федерации.
С вопросом, что же ждет Грецию в будущем и какое влияние то или иное развитие событий окажет на Евросоюз и мировую экономику в целом, корреспонденты Биржевого лидера обратились к ...
А будет ли дефолт?
«Давайте рассмотрим повнимательнее, что сейчас происходит в двусторониих отношениях Греции и МВФ, а также, какую роль оказывает с одной стороны Германия, а с другой – Россия. В прессе из-за визитов греков в РФ Грецию окрестили «троянским жеребцом», которая имеет все шансы превратиться в полноценного «троянского коня». Такие проявления свободолюбия и независимости не прибавляют греческому государству авторитета в глазах партнеров», - констатировал ... Недавно директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард получила от министра финансов Яниса Варуфакиса самые искренние заверения о том, что финансовые обязательства государством будут соблюдены и 9 апреля действительно был перечислен очередной платеж по кредиту в размере 459 млн. евро. Но сможет ли страна осуществить следующий платеж? Это зависит, в первую очередь, от решения фундаментальных проблем. И для этого есть два выхода: первый – увеличение ВВП, второй – реструктуризация долга, что будет для Греции более предпочтительным и простым. Ожидается, что эта процедура будет произведена не ранее следующего года. Вопрос только в том, в каком положении и статусе будет к тому времени находиться страна. Во всяком случае, дефолт, которым угрожали уже через несколько дней, удалось отсрочить», - отметил эксперт.
Насколько длинные руки у Москвы
«В случае, если Греция будет исключена из Евросоюза, в стране будет неизбежно объявлен дефолт как единственный способ перезагрузки своей экономики. И греки уже готовят пути к отступлению, возлагая некоторые надежды на сотрудничество с Москвой. Алексис Ципрас сообщает, что обе столицы планируют создать товарищество, целью которого будет участие в приватизации греческих предприятий и объектов, одним из которых является порт в городе Салоники. Россияне чрезвычайно заинтересованы в приобретении его акций, о чем свидетельствовали переговоры накануне. Не меньшую ценность для российских инвесторов представляют и железные дороги.
Оптимистически настроен Ципрас и в силу того, что есть существенные подвижки в направлении отмены продуктового эмбарго на территории Российской Федерации на товары из Афин. Не только возобновить, но и расширить экспорт станет возможным благодаря совместному производтву данных продуктов питания и других товаров. В случае, если будет введен «русский компонент», товары можно будет реализовывать в России. Ципрас также высказался весьма негативно в отношении «решения всего ЕС» - речь идет об ужесточении санкций против РФ, в то время как греки пытаются избежать введения санкций касательно целых секторов экономики, поскольку, по словам представителя Афин, это не поможет возобновить мир в Украине и вообще «дорога в никуда». В то же время, Москва не обещает Греции кредитов или другой финансовой помощи или вливаний кроме покупки акций предприятий и компаний. Поэтому, выиграет ли Греция от экивоков в восточную сторону – большой вопрос, а вот то, что она навлечет на себя гнев Брюсселя и любой инцидент может стать последней каплей в чаше терпения союзников – это весьма вероятно и позиции свои в Евросоюзе она точно не укрепит, а, скорее, наоборот. Доказательством тому – проблемы с разблокировкой очередного транша в размере 7,2 млрд евро. Пока что Греции не удалось предоставить Евросоюзу и МВФ убедительных аргументов предоставленном пакете реформ, которые позволили бы «разблокировать» средства из кредитной программы – этот и последующий транши.
Истинная цель визита Ципраса в Москву – экономическое сотрудничество?
Евросоюз не поверил ни Афинам, ни Кремлю по поводу истинной цели визита в Москву – уверены эксперты. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в прессе с цитинованием первых лиц стран еврозоны. Ранее Путин заявил что речь в переговорах шла о сотрудничестве в различных экономических направлениях, в том числе, и в энергетике. В последней рассматривалась возможность реализовать крупные проекты. Если учесть российский опыт в странах ближнего зарубежья, присутствие российского капитала в греческих активах вряд ли поможет стране поднять экономику в той мере, на которую расчитывает греческое правительство. Ни в Украине, ни в Беларуси экспансия русских держателей акций и скупка стратегических объектов и предприятий не принесли пользу бюджету страны, и уж точно не произвели подъема ВВП, что могло бы в долгосрочной перспективе спасти Грецию. А вот расширить свое политическое влияние на запад Москва вполне сможет. Сделать Грецию европейской «серой зоной» буквально в тылу идеологического противника – весьма привлекательная перспектива. Поэтому Путин с большой вероятностью не будет спешить с накачиванием Греции денежной массой.
Глава РФ будет ожидать, пока собственные ресурсы Греции не истощатся, пока страна не получит очередной транш помощи от международных финансовых учреждений, а потом будет делать небольшие шажки навстречу для поддержания интереса к российскому вектору. У России есть все ресурсы для ведения тонкой дипломатической осады афинского бастиона, но даже русский самодержец понимает, насколько важно удерживать Грецию на грани дефолта, но не допускать его.
В то же время, евролидеры не хотят понимать внешнеэкономических торговых проблем Греции, которые буквально толкают ее в сторону арессора: сокращение объемов двусторонней торговли на 40% - также весьма весомая причина поиска обходных путей вне санкций, чтобы восполнить образовавшуюся брешь. Путин в свою очередь заверил ЕС, что не собирается «фрагментарно» улучшать отношения с Евросоюзом за счет проблем в Греции. Это свидетельствует о том, что российский глава и далее намерен вести жесткую внешнеполитическую линию без компромиссов и переговоров, не считаясь с мнением других участников мировой арены. По крайней мере, до тех пор, пока ему не встретится «достойный» соперник – равный ему по силам и возможностям правитель, играющий по тем же правилам. Скажем так, тому, кто собирается реализовать свой амбициозный евразийский проект, не нужно работать на сближение с конкурирующей структурой. цель Путина – по возможности вывести из еврозоны под свое крыло как можно большее количество фатических членов ЕС и претендентов. Но и Путина, и Евросоюз интересуют страны с сильной и стабильной экономикой, чтобы в каждой стране не начинать все с нуля. Вот почему самому Путину не выгодна слабая Греция.
Не выгодна она и Евросоюзу, и МВФ. Именно поэтому все еще ведутся сложные и длительные переговоры о преоставлении кредита в размере 260 млрд. долл.
Относительно же секторов экономики, российских инвесторов долго не пускали в энергетику и транспорт из-за опасений, что Россия захочет присвоить себе Балканы. Но теперь ситуация иная. Причем, не только в Греции. Венгрия и Сербия озвучили свое согласие с возведением российского газопровода в Турцию, в связи с чем Кипр получил от Мосвы кредит в 2,5 млрд. долл. Также Кремль собирается снимать эмбарго с некоторых стран в восточной части ЕС.
Восток – дело тонкое
С другой же стороны, как бы подозрительно ни выглядели отношения Москвы и Афин, с формальной точки зрения у членов Европарламента нет претензий к подписанным Грецией и Россией соглашений, поскольку они не противоречат решениям, которые принимал ЕС. Главная причина обеспокоенности немецких политиков – вероятность того, что Греция попадет в большую зависимость от России, чем это было до сих пор, ведь налаживаются связи в важнейших отраслях греческой экономики: туризме, энергетике, торговле и пассажирских перевозках. Пока же эксперты видят в потеплении отношений Афин с Москвой только намерения Кремля решить свои газовые вопросы в обход Украины, а вот насколько дешевле грекам будет обходиться газ из газопровода – стоит обратиться к украинскому опыту. Так или иначе, греки будут строить свой участок газопровода за деньги частных инвесторов, поэтому, вполне вероятно, таким образом смогут в некоторой степени обезопасить себя от непредвиденных сюрпризов в отношениях с восточным партнером.