Американские ученые пришли к выводу, что избавится от мыслей о самоубийстве, поможет только психотерапия. Исследователи доказали, что люди от суицида умирают чаще, чем от войн и убийств вместе взятых. Каждый год в мире кончают жизнь самоубийством около миллиона человек. Центры по контролю и профилактике заболеваний сообщили, что с 1999 года уровень самоубийств среди американцев среднего возраста повысился на тридцать процентов.
Анализируя полученные результаты, директор CDC, Томас Фриден, советует людям больше общаться, лечить свою психику, заниматься спортом и не злоупотреблять алкоголем. Также не стоит слишком близко общаться с демографическими группами с высоким уровнем самоубийств. Но до сих пор не существует способа, который позволял бы узнать, кто покончит с собой в следующий час или в следующем десятилетии.
Изучать суицидальные мысли приравнивается к стараниям рассматривать тень. Развивать мысли о самоубийстве в лабораторных условиях просто неэтично. Поэтому ученым приходится использовать два метода. Первый заключается в изучении жизни человека, который покончил с собой, чтобы попытаться найти причины суицида. Второй способ заключается в анкетировании людей, пытавшихся убить себя, но в этом случае воспоминания могут быть неточными, ведь многие раскаиваются после случившегося.
Г-н Нок считает, что придумать объяснения, почему тот или иной человек совершил самоубийство не составляет труда, но его надо еще проверить. Многие ученые предполагают, что к суициду подталкивает стресс. Г-н Нок и его коллеги три года назад предложили первый критерий, который дает возможность предсказать вероятность того, что пациент покончит с собой. В настоящее время проводится проверка этой гипотезы на сотнях пациентов.
Одним из первых упоминаний о суициде в литературе считается созданный более четырех тысяч лет назад в Древнем Египте «Разговор уставшего от жизни со своей душой». Но до начала восемнадцатого столетия самоубийство интересовало лишь художников, религиозных деятелей и философов, но не врачей и ученых.
В 1897 году первую теорию о самоубийстве предложил Эмиль Дюркгейм. Согласно его утверждениям, мысли о самоубийстве возникают в ответ на отношения человека с социумом. Философ Зигмунд Фрейд приравнивал самоубийство к мазохизму, когда включается агрессивное, сверхкритичное к самому себе суперэго. Современные психологические теории объясняют попытки самоубийства в связи с сильной душевной болью, ощущениям безнадежности.
Ученые отметили, что желание покончить жизнь самоубийством может передаваться по наследству. По словам Джордана Смоллера из Массачусетской больницы, от родных по крови можно перенять тысячи генов, повышающих риск самоубийства. Имеется ввиду, что все наши эмоции закодированы в генах и мозге, и, разобравшись с этими механизмами, мы без лекарств можем снизить риск суицида.
Значительную помощь ученым дает Пентагон, инициировавший в 2009 году наиболее масштабное на сегодняшний день исследование самоубийств в истории. Таким образом, огромное число респондентов находится в его распоряжении, так как они почти все время на виду, ведут практически одинаковый образ жизни. Господин Нок мечтает о том, что вскоре военные должны будут регулярно проходить его тест, в целях своевременного выявления суицидальных настроений.
По мнению господина Нока, если ассоциация самого себя со смертью является прямой наводкой на риск самоубийства, то разрыв данной связи способен этот риск исключить. Другими словами, мысли о смерти – результат некорректной работы памяти, процессы познания и восприятия могут быть искаженными. Например, стрелочник может переключать пути, когда отправляет поезд по другой линии. Поэтому и в этом случае имеет смысл постараться переключить мышление, а не злоупотреблять таблетками, которые нельзя считать правильным выходом из трудной ситуации.
Стоит помнить о том, что суицидальное настроение непостоянно, так как оно может прийти и уйти. Случается, что человек видит себя на самом верхнем этаже небоскреба, который объят огнем, и единственным способом спастись может быть только прыжок из окна. Но большинство всех неудавшихся самоубийц, с которыми беседовал господин Нок, признаются в том, что им не удалось убить себя.