Травяные чаи считаются целебными, но проверка Института по оценке рисков в Берлине, показала в них опасные для человека пирролизидиновые алкалоиды. Больше известно экспертам отделов "Новости науки" и "Новости медицины" экономического издания для современных инвесторов "Биржевой лидер".
Травяные чаи давно ассоциируются со словами лечебный, оздоровительный, целебный. Сеть забита советами по сбору трав, рецептами настоев и чаев от разных недугов и болезней. Поэтому тревогу вызвало предостережение. С ним выступил Федеральный институт Берлина по оценке рисков при Министерстве защиты потребительских прав, с/х и продовольствия ФРГ. Ведомство утверждает, что была проведена проверка 220 типов существующих в продаже травяных чаев. При этом в большинстве из них было найдено большое содержание пирролизидиновых алкалоидов, сообщает издание Фокус.
Имеется ввиду группа химических соединений растительного происхождения, которые обладают канцерогенными свойствами. Если же ввиду иметь, что данный институт Берлина все еще не замечен в склонности к паникерству, то к предостережениям стоит отнестись вполне серьезно.
Канцерогены в соусах и салатах
Алкалоиды синтезируются разными растениями в виде средства защиты от вредителей. По итогам, по токсичности некоторые из них превосходят искусственно созданные пестициды. Всего ученые зарегистрировали более 500 пирролизидиновых алкалоидов в 6000 типов растений.
Примером такого растения служит огуречная трава, констатирует Тилль Бойерле, научный работник сотрудник Института фармацевтической биологии при Техуниверситете Брауншвейга. Пирролизидиновые алкалоиды есть в разных частях растения – в стебле, корнях, листьях, цветках. Культивируется он как ценный медонос. Но молодые листья используются в домашней кулинарии. Они входят в состав зеленого франкфуртского соуса, добавляются в винегреты и салаты. Но никто не знает, сколько канцерогенных пирролизидиновых алкалоидов оказывается в еде.
К самым распространенным растениям с большим содержанием алкалоидов относятся крестовник обыкновенный, окопник, якобея обыкновенная, мать-и-мачеха. Они почти не применяются в кулинарии, но для человека опасность все же представляют.
Четыре года назад шума наделала история с обнаружением в супермаркете упаковки руколы с добавлением крестовника. Листья руколы схожи на листья крестовника обыкновенного. Даже если их разложить на две кучки, разницу заметит лишь эксперт. А уж если их перемешать, здесь и ботанику будет сложно. А рядовые потребители не заметят, что к руколе добавлены чужие листья. А они очень ядовитые.
Но это история старая. А случайное поедание богатых алкалоидами растений пасущимися животными - явление распространенное и даже массовое. Такое верное отравление у животных со временем вызывает цирроз печени. Также канцерогены с мясом и молоком могут оказаться в организме человека. Хотя сложно сказать, попадают ли на самом деле. Ученые знают не все алкалоиды, многие не поддаются выявлению в лаборатории.
Проблема и в том, что в отличие от отравления ядовитыми ягодами или грибами, отравление алкалоидами незамеченным может быть долгие годы. Это сходно с курением. Таким образом, имеются ввиду малые дозы яда, которые поступают в организм на протяжении долгих лет. В связи с этим надо просвещать потребителей и исключить вероятность попадания алкалоидов в пищевую цепочку.
Возвращаясь к травяным чаям стоит сказать, что исследование чаев не было репрезентативным. Поэтому ученые не называют сорта, где было обнаружено высокое содержание алкалоидов. Классические чаи и представлены были лишь парочкой сортов. Это не дает возможности делать серьезные выводы. Можно лишь отметить, что канцерогенов меньше всего в зеленом чае. Также известно, что рассыпные чаи безопаснее, чем чаи в отдельных пакетиках.
Свой мед – самый лучший
Немецкий и европейский мед не содержит канцерогенов, а импортный товар из Южной Америки, Новой Зеландии и Австралии, может оказаться не очень полезным. Поэтому эксперты советуют отдавать предпочтение продукту европейскому, чаще менять марку меда. Это уменьшит вероятность отравления.