Эволюция Дарвина для большинства людей является «всего лишь теорией». Тем не менее нет другого объяснения 700 тысячам смертей, которые происходят в результате «подцепления» фармакоустойчивых инфекций. Резистентность к противомикробным лекарственным препаратам, таким как противомалярийные препараты и антибиотики, объясняется выживанием сильнейшего, отмечают эксперты «ИноСМИ».
Здоровье микробов, к сожалению, означает нездоровье людей. Резистентность к лекарствам — один из самых ярких примеров эволюции, который приводит к большому числу человеческих жертв. С каждым разом ситуация лишь усугубляется. Если сегодняшние тенденции продлятся до 2050 года, то количество смертей может вырасти с 700 тысяч до 10 миллионов.
Циникам можно простить утверждение относительно того, что они слышали данный аргумент и раньше. Люди начали опасаться устойчивости к препаратам с того момента, как началось массовое использование антибиотиков в начале 50-х годов прошлого века. Заключения о том, что большинство бактериальных заболеваний могут дорасти до эпидемий, оказались ложными и такими останутся. Снижением уровня распространенных инфекций в прошлом веке, наподобие туберкулеза и холеры, люди обязаны улучшению жилищных условий, чистой воде и канализации, а не только пенициллину.
Реальная опасность носит еще более изощренный характер. Заметные улучшения в области здравоохранения, подобные тем, что вводили викторианцы, должны были снизить уровень заболеваемости туберкулезом, однако этот факт вряд ли компенсирует ежегодные смерти более 60 тысяч новорожденных в связи с лекарственно-устойчивыми инфекциями. Везде, где существует эндемическая инфекция, наличествует также устойчивость к ее излечению. То же можно сказать также об экономически развитом мире. Все версии микроорганизмов, устойчивые к лекарствам, повышают риск возникновения новой инфекции. Все плановые операции в один день могут оказаться неблагоразумными. Трансплантация органов при этом станет очень опасной. Стоит только представить, что будет, если жители тропиков снова станут уязвимы к малярии, и комариный укус сможет стать причиной смертельной инфекции. Стоит бояться старых, а не новых болезней.
Человек виноват в резистентности бактерий.
Рост устойчивости к лекарственным препаратам является примером всеобщей трагедии - цена утраты не очевидна людям, которые несут за нее ответственность. Сейчас существует большая проблема, когда фермеры специально добавляют домашнему скоту антибиотики в корм для усиления роста. Именно из-за этого и повышается резистентность к препаратам.
Отсутствие стимула к правильному поведению трудно исправить. Врачей в некоторых системах здравоохранения поощряют за выписку рецептов. Пациенты, пренебрегающие завершением курса антибиотиков после исчезновения симптомов, не испытывают никаких прямых негативных последствий, но большинство микроорганизмов, устойчивых к лекарствам, остаются в живых.
Если сложно изменить поведение, то почему не создать новые лекарственные препараты? Рынок, как ни странно, также не справляется с указанной задачей. Врачи желают сохранить наилучшие лекарства для трудных случаев, когда инфекция проявляет резистентность к сильным лекарственным препаратам. Нет смысла назначать дорогое лекарство в случае насморка, когда проблему может разрешить самое простое лекарство, стоимость которого не превышает доллара.
Сохранение новых лекарств для сложных случаев есть достаточно разумная общественная практика, однако она создает низкий уровень продаж и отбивает у производителя охоту проводить научные исследования, осуществлять разработки.
Подсластить пилюли.
Так как пока проблема устойчивости к противомикробным препаратам не нашла своего решения, с ней нужно бороться на нескольких фронтах. Начать стоит с потребления. Употребление антибиотиков, ускоряющих рост сельхозживотных, может стать запрещенным министерствами сельского хозяйства, так, как это делали в ЕС. Было бы еще лучше, если бы правительства вместе договорились о соблюдении этих правил. Как с людьми, так и с животными, политика обязана сосредоточить все силы на вакцинации, только тогда они смогут остановить распространение инфекции до ее начала.
Это заинтересует испытывающие финансовые трудности системы здравоохранения, так как профилактика для них является более дешевой, нежели лечение. Все больницы и иные рассадники устойчивых к разным препаратам бактерий должны предотвращать инфекции, при этом улучшая практики гигиены. Правительствам стоит информировать общество о работе антибиотиков и о том, как можно остановить распространение устойчивости к лекарственным препаратам. Хоть такие меры и не в силах прекратить общую трагедию, зато с их помощью положение будет выглядеть не так страшно.
Совместная политика еще может стимулировать к максимально быстрому внедрению инноваций. В декларации от 1 января текущего года 85 диагностических и фармацевтических компаний обязались совместно действовать против резистентности бактерий. Из примечания, напечатанного мелким шрифтом, СМИ узнали, что декларация является просьбой о материальной помощи. В ней тоже признается необходимость «новых коммерческих моделей», которые будут направлены на стимулирование инноваций путем отделения платежей от продаж.
Автор: Екатерина Кравец