В мире каждый год растет частота диагностирования рака молочной железы. К тому же он молодеет, даже в 25 лет женщина может заболеть на рак.
Владимир Караев, глава фирмы ИСРАЦЕЛЬС, замзаведующего Отделением анестезиологии самой большой больницы Израиля, рассказал о проблеме лечения рака молочной железы у него в стране. Он говорит, что самое важное - выявление генотипа. При наличии определенного гена носителя рака есть вероятность, что данный ген есть у близких родственников.
«Эффект Джоли» демонстрирует поведение дамы в случае «генетического родства», что говорит о вероятности в будущем развития болезни. Израиль сформировал главную медицину в сфере ракового лечения.
В Израиле есть строгий алгоритм лечения, диагностики болезни, который основывается на параметре - размере опухоли, гистологическом ее характере, отсутствии или наличии метастазов в лимфатических региональных узлах.
Именно лимфатические подмышечные узлы поражаются с самого начала. Их рост, набухлость, величина определяется с помощью маммографии, проведения биопсии и ультразвуковой диагностики (УЗИ).
Если в Российской Федерации практикуют игольчатую аспирационную биопсию, а в Израиле используют метод под названием tru-cut biopsy, который помогает с большей уверенностью ставить диагноз. Он основывается на следующем: в пораженные ткани вводится игла с довольно толстым просветом, внутри которого нож, который срезает и забирает неповрежденную ткань, что дает возможность исследовать ее, получать более правильные параметры гистологического опухолевого характера – из чего она состоит, каков ее спектр и структура, какая она и т.д. Анализ проводится с целью узнать: с каким конкретным врагом мы имеем дело.
Дело в том, что существует множество видов раковых опухолей.
Есть агрессивные – быстро делящиеся, имеются менее агрессивные и медленно растущие.
Используется специальная техника МРТ, основанная на методе магнитно-резонансной томографии - исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса.
Метод разработан, в том числе для молочных желез.
В Израиле обязателен метод «Золотого стандарта» - диагностики метастазирования процесса методом ПЭТ.
ПЭТ – это позитронная эмиссионная томография, или же двухфотонная эмиссионная томография — радионуклидный томографический метод исследования внутренних органов человека. Это позволяет установить (выявить) накопление радиоактивной глюкозы раковыми клетками, а компьютерная томография (КТ) позволяет определить их точную локализацию.
Совмещая оба метода, определяется точное месторасположение пораженной ткани, что важно для определения тактики и стратегии лечения.
Без этого рассчитать на успех лечения невозможно.
Оперативные методы лечения рака молочной железы
Лечение может быть оперативным, химико-терапевтическим, радио-терапевтическим (облучением).
Лечение может быть комбинированное: когда сочетаются два или все методы – в зависимости от степени распространения процесса и гистологического характера опухоли.
Необходимое условие операционного лечения – изолированный характер опухоли.
Даже если КТ не выявило метастазирование в лимфатические узлы, то перед операцией будет нанесена радиоактивная метка, которая позволит во время операции с помощью модифицированного счетчика Гейгера обнаружить первый лимфатический узел в цепочке, в котором и произойдет первоначальное метастазирование.
Он накопит радиоактивный материал в большей степени, чем другие узлы, - это сторожевой узел.
Его берут на немедленную биопсию – исследование, которое проводится еще во время операции. Если он чист, то на этом операция заканчивается, если нет – происходит удаление лимфатических подмышечных узлов для точного определения стадии заболевания.
В любом случае опухоль – весь удаленный материал, который посылается на исследование - биопсию, определяющее не только точный характер опухоли, но и наличие или отсутствие специальных гормональных рецепторов.
Это может кардинально изменить дальнейшее лечение. Оно может состоять из облучения или из комбинации - сочетания химиотерапии с радиотерапией (облучением).
Облучение в Израиле производят с использованием последнего поколения линейных ускорителей с возможностью радиации пучка с разных точек. Это позволяет не сжигать ткани, а наносить удар с разных углов. Это дает возможность не повреждать, окружающую больные клетки, здоровую ткань. Над планом облучения работает коллектив: техники, физики, инженеры, врачи-онкологи.
Перед началом облучения делают стимуляцию: с помощью КТ определяют такую технологию, чтобы не вызвать сопутствующие повреждения тканей и органов.
Современный линейный ускоритель имеет свой КТ, который контролирует малейшее движение больного, соответственно, и смещение мишеней, в том числе из-за дыхания, и на этот момент прерывает облучение, чтобы не нанести урон здоровым тканям.
Выбор химиотерапии, радиотерапии, оперативного вмешательства – что и в каком порядке это делать – определяет специальная команда, состоящая из онколога, химио-терапевта, радиолога, хирурга-маммолога.
Они определяют тактику лечения каждому конкретному пациенту.
При правильно проведенном подготовительном лечении и правильном выборе вмешательства, успех выздоровления велик.