В Неаполе после сорокавосьмичасовой встречи министров двадцати европейских стран, которые принимали участие в Европейском космическом агентстве /ЕКА/, они всё-таки утвердили пятилетний бюджет ведомства, а также наметили приоритетные направления его деятельности.
Европейцы смогут вместо Луны полететь на Марс
Бюджет, который равняется 10,1 миллиарда евро /или тринадцать миллионов миллиардов долларов Соединенных Штатов Америки/, по оценкам той же НАСА сравнительно небольшой. Но острым вопросом прогнозируемо оказались определенные приоритеты во время его делёжки. Напомним, что французы на протяжении долгих лет настаивают на немедленном финансировании для разработки ракеты-носителя – «Ariane 6». Если бы данное решение было принято, считает Франция, то уже к 2021 г. при общем объёме вкладов приблизительно четыре миллиарда евро 1-ая ракета смогла бы на орбиту вывести груз. Представители германского Центра космонавтики и авиации /Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt e.V., DLR/ вместе с председателем исполнительного Совета «DLR» – Йоханном-Дитрихом Вёрнером /Johann-Dietrich Wörner/, наоборот, предложили политику «малых дел». Якобы следует модернизировать частично носитель «Ariane 5» – до новейшей версии «Ariane 5 ME», это бы стоило Европейскому космическому агентству всего два миллиарда евро.
В этих спорах победа, скорее, осталась за Германией. «Ariane 5 ME» всё-таки будет разрабатываться, также он совершит 1-ый полёт приблизительно в 2017–2018 г. /дата, уже на сегодняшний день представляется солнечно оптимистической/. Однако, верхняя ступень будет выполнена совместимой с будущим носителем – «Ariane 6». Учитывая, что её конкретное выполнение для «Ariane 6» дискутируется – с чем же совместить верхнюю ступень модернизированной версии, остается пока загадкой. Это, стоит добавить, может дополнительно отодвинуть дату 1-ого полёта модернизированной РН.
Впрочем – Элон Маск – CEO небезызвестной «SpaceX», со стороны которой конкуренция и является главным фактором европейских вздохов устаревающей «Ariane 5», заметил по данному поводу, что не поможет модернизация носителю достичь значения «Falcon 9», а также «Falcon Heavy». Он полагает, что всё ещё у европейцев шанс есть, но только, если те займутся совершенно новой ракетой, не ориентируясь на совмещенность компонентов.
К сожалению, среди остальных решений неапольского заседания, также было сворачивание программы по мягкой посадке автоматического исследовательского аппарата южного полюса Луны – в 2018 году. Стоит отметить, что Германия здесь, скорее, проиграла. Идея принадлежала ей, но вот остальные представители Европейского космического агентства, мягко говоря, заинтересованы не были в дорогостоящем проекте.
Пожалуй, наиболее интересной новостью для российских граждан явилось то, что европейцы заявили про подписание с «Роскосмосом» соглашения касательно проекта «ExoMars», который изначально «заточен» был под сотрудничество с НАСА. Так, после того, как американцы, дав обещание участием кадрами и финансами, «обо всём забыли», европейцы оказались перед выбором: свернуть либо к кому-нибудь ещё присоединиться. Наконец-таки они определились, притом окончательно, и в пользу сотрудничества с Российской Федерацией. Однако, планируемый полёт на 2016 – 2018 годы сейчас уже не обещают, хотя и новых сроков пока не называют.
На Марсе сравнительно безопасный показатель радиации
А тем временем Марсоход «Curiosity» продемонстрировал, что показатель радиации на Красной планете почти такой же, как и на низкой околоземной орбите. Однако от этого визит на Марс не может стать менее опасным, поскольку лететь придётся достаточно долго.
У Красной планеты, в отличие от Земли, не имеется магнитосферы, которая защищает от солнечного, а также галактического излучения. Хотя есть тонкая атмосфера, и определенную защиту она всё же обеспечивает. «Это 1-ое за историю измерение радиационной обстановки на другой планете, помимо Земли, – сообщил Дон Хасслер – в ходе пресс-брифинга один из операторов «Curiosity». – Астронавты смогут жить в такой среде».
Исследователи пока не готовы дать оценку суточной дозе облучения людей на Марсе. Однако в целом понятно, что будет она ниже того показателя, который зарегистрировал космокорабль с «Curiosity» на борту в ходе межпланетного перелёта. Именно это и может стать главной проблемой. За 3 года путешествия космонавты получат в 7 раз радиации больше, нежели обитатели МКС за аналогичный период.
Совокупное облучение повышает риск развития разных видов рака, потому космическими агентствами устанавливается лимит на пребывание в космосе. Установить точную марсианскую дозу нужно, чтобы понять, каким образом во время полёта следует защитить космонавтов на Красную планету.
Автор: Елена Радуга