Астрономов-любителей просят помочь в поиске кластеров в Андромеде

Ученые выступили с просьбой к любителям астрономии посодействовать им в поиске галактики Андромеда. Для этого запустили специальный сайт “Andeomeda Project”. Кратко о принципах его работы написано в Space.com. Исходные изображения Андромеды получили с помощью телескопа «Хаббл» в течении двух месяцев его работы, при этом смогли покрыть только третью часть ее площади (на полное ее покрытие пошло бы еще больше драгоценного времени работы телескопа).

На первых порах работы, когда исследователи делали все возможное, чтобы найти скопление звезд вручную, в течении нескольких месяцев ученые просмотрели всего одну пятую часть от полученных данных и обнаружить там около 600 кластеров. Исследователями было принято решение автоматизировать процесс, для чего они написали программу для поиска скоплений. Однако, ввиду того, что на изображениях был разный фон, возникали сложности с формализацией задачи, выяснилось, что программа выдает слишком много ложный «скоплений», которые все равно нужно будет рассматривать вручную.

После этого авторы решили попросить помощи широкую публику, создав сайт, на котором любой желающий может заняться поиском скоплений. Для этого не требуется специальных знаний, а всего лишь внимательность и аккуратность. Астрономы рассчитывают, что уже к лету 2013 года каждый из 12 тысяч подготовленных изображений будет просмотрен энтузиастами 50 – 100 раз, а это дает шанс получить достаточно надежные дынные. Например, в зонтичном проекте Zoouniverse энтузиасты оказывают помощь в исследовании и классификации галактики.

И любители делают важные открытия

Участники астрономического проекта Planet Hunters вместе с сотрудниками Йельского университета первый раз обнаружили экзопланету в системе, состоящей из четырех звезд. Работу опубликовал журнал Astrophysical Journal, а ее препринт находится в архиве Корнельского университета.

Планету можно наблюдать а системе KIC 4862625, которая состоит из двух пар звезд. Одну из этих пар образовали два карлика, масса которых 1,5 и 0,4 масс Солнца. Во время вращения они периодически затмевают друг друга, что влияет на характер их блеска. Киан Йек и Роберт Гальяно, энтузиасты проекта Planet Hunters, провели анализ данных телескопа Кеплера и обнаружили присутствие в периодических изменениях третьего компонента, который нельзя объяснить простым вращением других звезд. Они считают, что вокруг двойной звезды могла вращаться экопланта. Подозрения энтузиастов нашли подтверждения среди астрономов, которые работают в обсерватории Кека. Процесс открытия экопланет происходит в этой обсерватории по другому принципу: вместо поиска периодического затмевания планетной звезды, здесь делают анализ небольших спектральных изменений этого света. Изменения происходят из-за гравитационного влияния планет на звезду и доплеровского смещения, происходящего в спектре излучения.

После наблюдения астрономов стало ясно, что в системе KIC 4862625 действительно существует планета РН, радиус которой составляет около шести радиусов Земли, а масса приближается к половине массы Юпитера. Это первая планета, которую обнаружили в системе из четырех звезд.

Американские астрономы-любители Ден Петерсон и Джордж Холл зафиксировали вспышку на Юпитере, которая была вызвана падением крупного метеорита. Об этом сообщает National Geographic. Ден Петерсон проводил наблюдение за газовым гигантом с помощью двенадцатидюймового любительского телескопа. В 11:15 по Гринвичу в понедельник он обнаружил вспышку на Юпитере, продолжительность которого, по его словам, составляла около 1,5 – 2 секунд. В тот момент любитель не смог зафиксировать это необычное явление на видеокамеру. Но, несмотря на это он сообщил об этом остальным энтузиастам, один из которых, Джордж Холл, вел автоматическую запись со своего телескопа, после чего опубликовал соответствующее видео.

Астрономам-любителям в последнее время все чаще удается привлекать внимание СМИ. Например, за последние два года энтузиасты собственными силами смогли сделать фотографии «Фобос-Грунт», которая не вышла на орбиту. Также они обнаружили комету Лавджоя и открыли один из находящихся близко к Земле астероидов.

Олег Кузьминых: плен - это тоже место для подвига