Группой наркологов во главе с Кристофером Пирсом из университета штата Пенсильвания в Филадельфии (США) была предпринята попытка выяснить, может ли вызвать наследуемые изменения в работе головного мозга и иных органов пристрастие к кокаину. Для этого ученые решили проследить за жизнью крыс-наркоманов и их потомством.
Детенышами крыс, имевших кокаиновую зависимость, был выработан особый тип устойчивости к данному наркотику. Благодаря ему зависимость формировалась медленнее и замедлялся рост ежедневной дозы кокаина. Это говорит о том, что кокаиновые молекулы вызывают регулярные изменения в работе генов в половых клетках, сообщает «Биржевой лидер» в разделе «Наука».
Впервые кокаин выделил из листьев коки химик из Германии Альберт Ниеманн в 1856 году. Данное вещество на протяжении длительного времени было принято считать лекарственным средством. Во второй половине 19 века оно находилось в свободном обращении. К началу 20-го столетия стало очевидно, что экстракту из листьев коки присущ наркотический характер. В 1914 году в США был принят закон Харрисона о налогах на наркотические средства, чем было серьезно ограничено распространение кокаина. Далее его официально объявили наркотиком и уже в 1922 году поставили вне закона. К седине столетия были прекращены промышленное производство и продажа кокаина. В 1963 году кокаин, в соответствии с решение ООН был внесен в список запрещенных веществ.
Группа американских наркологов во главе с Кристофером Пирсом для выявления наличия наследуемых изменений в работе мозга и иных органов, вызванных имеющимся пристрастием к кокаину, приобрела нескольких самцов крыс. В тела животных были имплантированы трубки, посредством которых в организмы крыс вводился раствор кокаина. По истечении нескольких дней подопечные американца Пирса и его коллег стали зависимы от наркотика и употребляли его регулярно. Далее ученые посадили в клетку к самцам самок, чтобы крысы произвели потомство.
Через несколько месяцев биологами был повторен данный опыт с детенышами из подопечных, самками из второго поколения крыс так же весьма быстро вырабатывалась кокаиновая зависимость, как и отцами. В то время как сыновья подопечных Кристофера Пирса и его коллег вели себя по-иному. Как заявляют наркологи из Соединенных Штатов Америки, самцами второго поколения затрачивалось больше времени на выработку зависимости к кокаину, они реже жали на рычаг водка данного наркотика, а дневная доза вещества увеличивалась медленнее.
Биологи, пытаясь определить причину данного феномена, сравнили активность нервных клеток в мозге крыс из второго и первого поколения. Им удалось выяснить, что в мозге детенышей присутствовало много молекул белка BDNF, который управляет различными клеточными процессами в человеческом мозге и мозге грызунов. Повышенная концентрация данного белка наблюдается у грызунов или же людей, которым присуща уже сформировавшаяся наркотическая зависимость.
Ученые так же провели анализ структур генов, имеющих отношение к производству молекул BDNF крыс. Как выяснилось, на участке AcH3 не было специальных метильных «меток», которые ограничивают активность данных генов.
После обнаружения источника изменений ученые из США провели проверку на предмет их наличия в половых клетках первого поколения крыс. В результате эксперимента американцев был подтвержден факто того, что данный участок генома являлся модифицированным еще в организме отца, но не его потомков. Это связано с тем, что половые органы – второй после мозга потребитель молекул кокаина в человеческом организме и организме грызунов.
Исследователи поясняют, что данным исследованием подтверждается, что такой наркотик как кокаин может стать причиной возникновения наследуемых изменений в работе генов. Однако не обязательно все они будут неблагоприятными, ведь исследуемые животные смогли выработать устойчивость к наркотику, замедлявшую развитие зависимости. Но, несмотря на уменьшенную силу действия кокаина, крысы выработали зависимость после нескольких инъекций внутривенно.