Уходящий год запомнился значительными открытиями в фундаментальной физике. «Безусловно, хиггсовский бозон. Полагаю, что справедливо – именно это открытие назвать главным», – сообщил Андрей Крохотин – представитель коллаборации CMS Большого адронного коллайдера изданию «Ведомости».
Найдут ли жизнь на Марсе?
Помимо этого, в текущем году окончательно решили загадку «Пионеров», отмечает Владимир Сурдин – кандидат физико-математических наук, научный сотрудник астрономического института имени Штернберга МГУ, ставший лауреатом премии «Просветитель» 2012 года.
«NASA сорок лет назад запустило 1-ые зонды к планетам Юпитеру и Сатурну – «Пионер-10», «Пионер-11», с которыми поддерживалась связь до 2003 и 1995 гг. соответственно. Эти зонды стали 1-ыми покинувшими пределы планетной нашей системы. Удалившись уже довольно далеко, туда, где массивных тел нет, измерения их скорости продемонстрировали, что зонды испытывают слабое избыточное ускорение в направлении к Солнцу.
Такая «аномалия Пионеров» под вопрос поставила справедливость закона гравитации.
Эксперты NASA работали над данной проблемой долгие годы, однако так окончательно и не решили ее. Не так давно новое поколение физиков и инженеров вернулось к этой проблеме, применяя всю мощь вычислительной современной техники. С усилиями, но все-таки были обнаружены магнитные оригинальные записи сеансов связи с зондами, восстановили магнитофоны, читающие эти записи, и при помощи «старожилов» NASA эти записи расшифровали. Небесные механики по ним более точно вычислили аномальные ускорения зондов. Инженеры спроектировали компьютерные 3D модели зондов и исследовали их поведение в космосе.
Не менее значимым для фундаментальной науки стало и «закрытие года» – опровержение данных о том, что нейтрино двигаться могут быстрее скорости света.
«С минувшего сентября информация о том, что нейтрино чуть быстрее света движется, в напряжении держало всю физику. Ведь эти сведения исходили от высококвалифицированной команды из 122 экспериментаторов, которые работают на ускорителе SPS /Швейцария/ и в подземной нейтринной лаборатории в Гран-Сассо (Италия). Утверждение, что скорость света недостижима частицами, имеющими массу, служит базой современной физики. В ноябре прошлого года указанная команда сообщила, что все вероятные источники ошибок были учтены, однако скорость нейтрино превосходит по-прежнему световую. Вскоре была-таки обнаружена ошибка экспериментаторов: фактором ошибочного предположения относительно сверхсветовой скорости явился технический дефект: плохо закрепленный разъём оптического кабеля, по нему к компьютеру шли сигналы от антенны GPS.
Фундаментальная физика устояла
Это отличный пример того, насколько внимательно ученые относятся к собственной работе и насколько тщательно проверен фундамент современной физики», – пояснил Сурдин.
«Важность научных достижений проявляется обычно спустя какой-то период, поэтому оценить ее для работ нынешнего года почти невозможно», – заметил Алексей Хохлов – проректор МГУ, академик РАН. Но на практике оценить можно законодательные шаги «в направлении науки», которые были сделаны в области клеточных технологий в 2012 году, – отметил Роман Деев – кандидат медицинских наук, руководитель по науке в Институте стволовых клеток человека.
«Стоит прежде всего отметить больше не открытия, сколько события, а конкретно – официальное признание госорганами в различных частях света легитимность генных и клеточных препаратов /на рубеже 2011-2012 гг. в США зарегистрировали и разрешили к использованию устройство, где в качестве действующего начала применены стволовые клетки пуповинной крови. В Южной Корее одобрен был в начале года препарат, который состоял тоже из клеток пуповинной крови, только другого вида, применяемый для излечения поражений суставного хряща. В Канаде разрешено устройство из аллогенных мультипатентных мезенхимальных стволовых клеток в лечении реакции «трансплантат против хозяина» среди детей. И наконец, Европейским медицинским агентством одобрено было использование генного препарата, образованного на базе аденоассоциированных вирусов, для излечения редкой моногенной болезни. Это принципиальные события, что значит – с 2012 г. реально открыли новую эру биофармацевтики», – утверждает он.
Достижения сегодня – это фундамент для важных открытий завтра
Тот же бозон Хиггса на повестке дня останется и в 2013 г.
«Пока проанализирован не весь спектр набранной статистики. Может быть, предстоящий анализ лучше сможет прояснить природу обнаруженного бозона, поскольку пока нельзя сказать с четкой определенностью, на самом ли дел это Хиггсовский бозон.
«Среди открытий уходящего года следует отметить успешную высадку устройства «Curiosity» на поверхность Марса, а также его 1-ые шаги и выявление органических молекул. В будущем году, вероятно, марсоход обнаружит массу нового и интересного на поверхности Марса, а это прольет свет во многих важных научных вопросах, которые пока не до конца остаются ясными. К примеру, существует ли все же жизнь на Марсе, а в какой форме? Это могут быть только бактерии либо возможны еще какие-то формы жизни?» – считает Марина Иванова – старший научный работник ГЕОХИ РАН.
Впрочем, большинство ученых придерживается точки зрения, что научные открытия планировать – это неблагодарное дело. «На вопрос, какие насущные проблемы науки решены могут быть в предстоящем году, ответить можно стандартно: предугадать невозможно, – сообщает математик Андрей Райгородский. – Существует много значимых задач, которые хочется решить, однако будет ли это выполнено именно в 2013 г., сейчас никто не скажет».
Автор: Елена Радуга