Нидерландский ученый Р.ван ден Брук из университета города Утрехтск опубликовал масштабное исследование «Псевдо-Кирилл Иерусалимский о жизни и страстях Иисуса Христа», в котором предложил новый перевод известнейшего Коптского Евангелия, созданного примерно тысячу двести лет назад.
О неожиданных результатах проведенной научной работы, а также о самом коптском апокрифе, больше узнали эксперты рубрики «Новости науки» издания «Биржевой лидер».
Новые сенсационные данные о жизни Христа
Коптский апокриф на самом деле уникален, так как в нём можно проследить неожиданные сюжетные ходы, с которыми ученые нигде больше не встречались. К примеру, Понтий Пилат имел трапезу с Иисусом перед его распятием и даже предлагал принести в жертву собственного сына ради спасения Христа. Иуда же поцеловал Иисуса из-за того, что тот мог по желанию изменять свой внешний вид отчего «воины и служители от фарисеев и первосвященников» не могли его узнать. К тому же, арест, судя по данному тексту, был произведен вечером вторника, а не в четверг, как сообщается в канонических писаниях.
Эфиопская и коптская церкви считают Понтия Пилата святым, это, в свою очередь, объясняет заметное сочувственное отношение к его персоне со стороны автора данного текста. В манускрипте сообщается, что римский прокуратор ел вместе с Иисусом на пятый день недели. А сам Иисус благословил Понтия Пилата, его дом и сказал, что если бы пожелал, то мог бы моментально скрыться, а когда римский прокуратор взглянул на осужденного, то тот стал бестелесным; и он его некоторое время не видел. Той же ночью Пилату и его жене приснился одинаковый сон, в котором произошло убийство орла, другими словами Иисуса.
Больше всего нидерландского исследователя поразил сам факт переноса апостольской вечери и ареста Христа на вторник. Выходит, что в действительности последнюю вечерю Иисус разделял не с учениками, а с Понтием Пилатом — после того, как стоял перед судом Кайафы и Ирода.
Что касается личности Иуды, то во всех канонических писаниях он предаёт Христа в обмен на тридцать сребреников с помощью злополучного поцелуя, которым он помогает опознать истинного Спасителя. В данном апокрифе объясняется такой поступок тем, что иудеи сказали предателю Иуде, что не могут арестовать Христа, так как тот не имеет одного вида и постоянно изменяется – иногда бел, иногда румян, порой рыжий, а порой бледен. Иуда, в свою очередь, решает его поцеловать. Впервые такое объяснение совершенному поступку Иуды можно найти в труде «Против Цельса» раннехристианского автора Оригена.
История коптского апокрифа
Сегодня сам документ имеется в двух списках, которые хранятся в нью-йоркской Библиотеке Моргана, а также в музее университета Пенсильвания. Для перевода была использована в основном рукопись из Нью-Йорка, потому что второй вариант — почти нечитаемый.
Достоверно известно, что сам текст был написан от имени святого Кирилла Иерусалимского, который жил в IV веке. Он и поведал данную пасхальную историю во время своего пастырского наставления – гомилии. Подобных гомилий, которых приписывают св. Кириллу, было несколько, и скорее всего, все они были подделками.
В начале вышеупомянутого апокрифа неизвестный автор утверждает, что в городе Иерусалим, «в доме Марии», была найдена книга с описаниями апостолов жизни и распятии Христа. Р. ван ден Брук уверен, что маловероятно, чтобы нечто подобное на самом деле произошло: это является стандартным приёмом укрепить доверие самого читателя, ссылаясь на апостолов, и который часто встречается в коптской литературе.
Одна тысяча двести лет тому назад нью-йоркскую рукопись хранили в библиотеке некоего монастыря Святого Михаила в египетской пустыне вблизи сегодняшнего города Аль-Хамули. В документе отмечается, что это является подарком «протоиерея отца Павла» и что данная книга существует в основном благодаря его трудам.
Сам монастырь, скорее всего, прекратил свое существование в начале десятого века, и текст заново был открыт лишь в 1910 году. В декабре 1911г. его и другие рукописи приобрёл известный американский финансист Дж. Морган, на основе его собрания и позднее была образована вышеуказанная библиотека.