Долгое время в астрономии считалось, что одинаковой максимальной светимостью обладает последняя категория— сверхновые типа Ia. А все потому, что их массы взрывающихся белых карликов, которые не могут быть больше того, что определяется пределом Чандрасекара, были идентичными.
В качестве стандартных измерителей расстояния от звезд Ia к их галактикам, служит постоянство идентичности их взрывающихся масс. С помощью этого удалось узнать, что если совместимость одинакова, то лишь в зависимости от расстояния до сверхновой, можно было различить ее на Земле. Именно таким способом раньше это можно было сделать. Но, оказывается, что это не так, а значит и ряд расстояний до удаленных галактик измерен с ошибками.
Что же происходит при взрыве сверхновой Iax?
Как же все происходит на самом деле при взрыве белого карлика, и какие от этого последствия, пытались узнать эксперты раздела “новости науки” журнала для инвесторов «Биржевой лидер». Благодаря ним стало известно, что на самом деле, как оказалось, все это не так, как мы думали. Об открытии нового типа сверхновой — Iax, вчера объявили астрономы из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики соединенных штатов Америки. Получается, что при взрыве сверхновой, выделяется меньше энергии чем при взрыве стандартной Ia-сверхновой, и Такие сверхновые не ярче обычных, а даже наоборот, тусклее их. Взрыв Iax, так само как и взрыв Ia происходят от взрыва белого карлика, но взрыв первой, в отличии от всех известных сверхновых, не уничтожает полностью свой родительский белый карлик, тоесть исходную звезду.
Как объяснил ведущий автор космических исследований Райан Фоли - сверхновая типа Iax — фактически мини-сверхновая, тоесть карлик в выводке сверхновых. В эллиптических галактиках наполненных старыми звёздами, не удалось найти ни одной такой мини-сверхновой звезды. Но, на сегодняшний день, господину Фоли вместе со своими коллегами, удалось найти двадцать пять образцов мини-сверхновых, и ученые считают, что эти звезды типа Iax, родом из молодых звёздных систем.
Из-за чего происходят взрывы?
Что именно обусловливает неполный взрыв белых карликов, выясняли специалисты раздела “новости науки” журнала для инвесторов “Биржевой лидер”. Делая выводы из наблюдений, стало известно, что сверхновые образуются в системах двойного типа, где одним типом является обычная, в основном гелиевая звезда, которая потеряла водород в своих внешних слоях, а вторым – тот самый белый карлик. С помощью воздействия от белого карлика гравитационной силы, гелий, который является структурой обычной звезды, постепенно перетягивается к карлику, и именно по этому, на определенном этапе такого воздействия гравитации, происходит мощнейший взрыв.
К сожалению, на данный момент конкретный механизм такого взрыва ускользает. Возможно, это происходит потому, что взрыв наружного гелиевого слоя, где в условиях накоплении массы и росте давлений и температур начинается гелий-гелиевая термоядерная реакция, или, наоборот, реакция внутри самого белого карлика, на который давит возрастающий груз гелиевой оболочки.
Неожиданным является то, что согласно расчетам, энергии, полученной от такого взрыва, недостаточно для того, чтобы целиком уничтожить начальный белый карлик. Говоря о всех изученых сверхновых родительское светило пропало навсегда, и именно его остатки, которые были разнесены взрывами во всех направлениях, послужилди источником и железа в крови человека, и кальция в наших костях, и золота в подвалах центробанков. Однако, похоже на то, что с новооткрытым классом всё по-другому. «Такая звезда может быть избита и изранена, однако она способна выжить», — считает Райан Фоли.
Расчёты его группы смогли показать, что число таких звёзд примерно достигает трети от обычных сверхновых типа Ia. Однако, как написал учёный, выйти на них будет крайне сложно. Все дело в том, что, в отличие от обычных сверхновых, они могут иметь во сто раз меньшую яркость. Астроном объяснил, что сверхновые на подобии Iax не являются редкими, они просто тусклы. Больше, чем тысячу лет человечество ведет наблюдение за сверхновыми, и весь этот период новый класс пребывал в тени. Само собой, отныне, когда наука знает о его существовании, выйти на их след будет намного проще.