«Яркий свет в конце тоннеля», «чувство перехода на другую сторону», «другое измерение»... Это «известные всем» признаки состояния между жизнью и смертью, «когда душа якобы покидает тело человека». Частицы рассказов людей, которые пережили клиническую смерть теперь можно найти даже в порнографических анекдотах. А что об этом говорит современная наука? Рассказы переживших сомнению не подвергаются, но так и не понятно, откуда переживания и впечатления действительно берутся. Если «другой стороны» нет то, что это — галлюцинации?
О чем говорят учёные?
В данном случае не поставишь эксперимент и потому такой опыт очень трудно изучать. Конечно, верить свидетельствам можно, но как их оценивать? И еще, это рассказы о том, что уже было и в реальное время невозможно это воспроизвести в лаборатории, этого всё равно не увидеть там.
Исследователи Льежского университета (Бельгия) смогли придумать методику, с помощью которой можно узнать или определить, есть ли реальными впечатления людей, переживших клиническую смерть, или же это были просто продукты воображения. Идея состоит в том, чтобы проверить, какие признаки есть характерными для воспоминаний об переживаниях такого рода . Как известно мы можем запомнить как и события, которые с нами точно случились, так и воображаемые , то есть собственные мысли , чувства, которые крутятся только в нашей голове. Оба эти феномена нашей памяти имеют свою черту, то есть реальные события мы вспоминаем как то по-иному, а воображаемое — по-другому.
Когда Мари Тоннар со своими коллегами пробовала сделать этот эксперимент к переживаниям такого рода опыта вне тела, результаты получились очень даже удивительными. Исследователи некоторое время работали с пациентами, которые пережили кому. Их расспрашивали о впечатлениях из жизни, которые действительно были и об опыте, который близился к смерти, сравнивали их с показаниями обычных людей, которые никогда не впадали в кому. Оказалось, что признаки памяти о воображаемом опыте вне тела отсутствуют, то есть, умирающий человек действительно видел то, что видел. Но когда были сравнении показатели с памятью реальных событий оказалось, что опыт не в теле реальнее чем сама реальность. Это значит, что мозг человека не просто помнит впечатления в близи смерти так, как если бы они и вправду были реальными , он запоминает их намного детальнее и лучше чем обычные свои воспоминания
Авторы статьи, опубликованной в интернет-издании PLoS ONE предлагают нам следующее объяснение такого факта. Как известно, ощущения при выходе из тела случается через сбои в работе височно-теменной доли. То есть выход из тела как бы есть с привкусом реальности из-за нейрональной дисфункции в нашем организме, и не надо сталкивать все на бурное воображение. Мозг старается солгать, но это оказывается таким важным и новым для человека и таким непохожим на всё, что было испытано человеком ранее, что память старается запомнить, и делает это со всеми подробностями.
Такие объяснения берутся из того, что ми имеем чёткую границу между обычной мозговой органикой и нашем воображением. Пока что нужно отметить то, что такой околосмертный опыт, очень даже реален, хотя реальность полностью лежит исключительно внутри мозга. Если кого-то эта реальность почему то не устраивает и он хотел бы услышать про «потустороннее», хотим напомнить, что мнение исследователей этой отросли не обязательно полностью должно совпадать с мнением читателей с идеалистическим настроением.
Воспоминания после клинической смерти
Этот случай произошел с Арсением Тарковским и он описал его в одном из своих рассказов. Это был в январь 1944 года после ампутации его ноги, когда он погибал от гангрены в фронтовом госпитале. Он лежал в очень маленькой палате с низким потолком. Лампочка, которая весела над его кроватью, была без выключателя и ее приходилось окручивать рукой. Однажды, когда он выкручивал ее, как бы почувствовал, что его душа спирально вывинтилась из тела, подобно той самой лампочке из патрона. Он очень удивился, взглянул вниз и увидел там свое тело. Оно совершенно не двигалось, как у человека, который спит сном мертвеца. Затем он почему-то захотел увидеть, что делается в соседних палатах.
Он медленно «просочился» сквозь стену и вдруг почувствовал, что еще чуть - и он уже не сможет никогда вернуться назад в тело. Это очень его напугало. Он снова завис ...
Он снова завис над своей кроватью и как-то странно скользнул назад в свое тело, как будто в лодку.