Все знают, что птицы могут ориентироваться благодаря магнитному полю, но каким образом - никто не знает. Свойство геомагнитной чувствительности у птиц не дает покоя так же и ученым. Ведь для того, чтобы чувствовать магнитное поле, у птиц должны быть какие-то особые рецепторы, которые с помощью определенных нервов были бы связаны с головным мозгом и служили для передачи информации.
Сперва существовало мнение, что эти рецепторы находятся в клюве, поскольку он содержит много железа, а информация к головному мозгу поступает через тройничный нерв. Но в последствии теория «магнитного клюва» была аннулирована. Причиной стал эксперимент, в котором птицам перерезали тройничный нерв, но они по-прежнему сохраняли ощущение магнитных полей. Наличие железа в клюве ученые объяснили тем, что тут просто накапливаются эритроциты, и к магнитным рецепторам это не имеет никакого отношения.
К счастью, сторонники «магнитного клюва» не собирались сдаваться. Ведь клюв все-равно должен играть какую-то определенную роль в магнитном чувстве птиц.
Группа ученых Университета из Ольденбурга совместно с зоологическим институтом РАН попытались повторить эксперимент с отключением тройничного нерва на тростниковых камышевках. Было поймано несколько птиц возле Калининграда. Им перерезали тройничный нерв и после того, как птицы перестали чувствовать клюв, их выпустили (но перед этим пернатых отвезли за 1000 километров от Калининграда, где магнитная карта была совсем другая) и проконтролировали, куда те полетят.
Оказалось, что птицы без тройничного нерва совершенно забыли свою геомагнитную карту и полетели на северо-восток в совсем не правильном направлении (камышевки в это время года всегда летят на северо-запад в Скандинавию, там у них начинается брачный сезон). Пернатые, у которых остался нерв, полетели на северо-запад.
Отсюда можно сделать вывод, что геомагнитная навигация у птиц все-таки зависит от клюва и от тройничного нерва. С помощью них пернатые могут запомнить геомагнитный ландшафт, а их природный компас находится где-то в другом месте.
Здесь нельзя не упомянуть другую работу, в которой было изложено предположение, что магниторецепторы находятся в птичьих ушах. Хотя недавно и были обнаружены магниточувствительные шарики в птичьих ушах, здесь можно лишь определить вероятных кандидатов на роль подобных рецепторов. Судя по всему, этот вопрос еще очень далек от завершения.