Прежде считалось, что метан является признаком того, что на Красной планете существует марсианская жизнь. Однако марсоход Curiosity озадачил ученых: его приборы не показали, что в атмосфере Марса присутствуют следы метана. Теперь перед исследователями стоит две задачи. Во-первых, установить происхождение метана на Марсе, который был найден там десять лет назад, а, во-вторых, найти объяснение тому, куда он пропал. Об этом говорится в материале, опубликованном в журнале Science.
Метан на Марсе: версии и предположения
Марсианский метан впервые был найден 44 года назад с борта зонда «Маринер-7», но в то время открытие было опровергнуто, поскольку аналогичные спектральные характеристики могли быть присущи замерезшей углекислоте. Специалисты настаивают на том, что метан на Марсе был «действительно» обнаружен лишь десять лет назад благодаря инфракрасному телескопу NASA, который был установлен на Гавайских островах. Открытие вызвало массу эмоций со стороны научного сообщества, поскольку на нашей планете метан имеет биологическое происхождение на 90-95 процентов. Из этого следует, что предположительно источником метана на красной планете могут быть марсианские микробы.
Появление метана может быть вызвано извержением вулканов или же в связи с разложением растительных останков. Однако оба эти процесса исключены на Марсе, ведь здесь не было отмечено следов современной активности вулканов. Есть и другие небиологические источники происхождения метана, такие как геотермальные реакции. Тем не менее, ни одна из перечисленных версий не подходит и «главный подозреваемый» в происхождении марсианского метана остается неизвестным. Наземные телескопы и орбитальные марсианские зонды помогли установить, что место и время года влияют на уровень содержания метана. Так, в марте 2003 года в таких регионах Марса как Большой Сырт, Сабейская земля, а также в долине Нила, при мощнейшем выбросе метана в атмосферу попало 19 тонн этого газа. Но в дальнейшем настолько больших метановых выбросов не наблюдалось.
Согласно сведениям, полученным с зонда «Марс-Экспресс» девять лет назад, значение достигало приблизительно десяти ppbv, а в летнее время в северном приполярном регионе концентрация метана составляла 45 ppbv. Наблюдения с нашей планеты зимой 2006 года показали. Что в долине Маринера концентрация метана возросла до 10 ppbv. Полученные данные привели к тому, что исследователи начали колебаться относительно того, насколько достоверно обнаружение метана. Кевин Занли из центра NASA имени Эймса совместно со своими коллегами сообщили, что все измерения концентрации марсианского метана происходили на пределе возможностей приборов, благодаря которым установлен, что количество метана на Красной планете не превышает 3 ppbv. Два года назад учеными был опубликован материал в издании Icarus, в котором было сказано, что исследователи рассчитывают, что этот спор поможет решить марсоход Curiosity.
Марсоход Curiosity
Марсоход Curiosity прибыл на Марс в кратер Гейла в августе минувшего года. На его борту находилась идеальная химлаборатория – прибор SAM. В ноябре того же года Curiosity получил первые сведения о составе атмосферы Марса в «окрестностях» кратера Гейла. Никаких следов метана марсоход не обнаружил ни в ходе первого, ни в ходе последующих измерений. Измерения спектрометром SAM показали, что концентрация метана составила 0,18 ppbv, но при этом «погрешность» измерений равна 0,67 ppbv. Верхний предел концентрации практически со стопроцентной вероятностью составляет 1,3 ppbv, подытожили исследователи.
В статье сказано, что столь низкий предел содержания метана говорит о том, что несколько лет назад были большие выбросы метана. Согласно вычислениям, в атмосфере должно было «задержаться» приблизительно шесть ppbv. При этом согласно сведениям полученным с марсохода «Марс-Экспресс», в районе кратера Гейла концентрация метана должна доходить от 15 до 30 ppbv.
Где метан?
По словам ученых, атмосферный метан сложно назвать «долгожителем», однако исчезает он не так уж стремительно. Чтобы уничтожить весь метан ультрафиолетовой радиации нужно несколько столетий. Исходя из этого очевидно, что если в атмосфере присутствует метан, то где-то должен быть его источник. Сегодня исследователи не знают, что может «уничтожать» метан столь быстро, как это происходит на Красной планете. Специалисы уточняют, что время жизни метана в атмосфере достаточно короткое – от 0,4 до четырех лет. Об этом свидетельствуют наблюдения за 2003-2006 годы. Поэтому необходим механизм необычайной мощности, чтобы разрушить метан к настоящему времени.
Аналитики раздела «Новости науки» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» сообщают, что прежде строились версии, согласно которым метан мог разлагаться под воздействием оксидантов или супероксидов, которые возникали из-за магнитных полей, формирующихся от пылевых вихрей, но и это предположение было опровергнуто. Между тем сведения марсохода Curiosity выводят этот вопрос на другой уровень, он им не было обнаружено даже фонового содержания метана.