Японские ученые сравнили игру в футбол с броуновском движением. Кроме того, ученым удалось доказать то, что в футболе, так же как и в броуновском движении, невозможно что-либо предсказать далее нескольких десятков секунд. Именно по этой причине они и приводят подобное сравнение, утверждая, что в других видах спорта, как, например, в бейсболе, такой особенности не наблюдается.
Однако, как напоминают нам аналитики раздела «Новости Мира» издания для инвесторов «Биржевой лидер», ранее американские ученые из Северо-западного университета в Иллинойсе (США) под руководством Луиса Амарала (Luis Amaral) разработали математический алгоритм, согласно которому можно рассчитать, как именно должны играть футболисты для непременной победы.
Разработанная американскими учеными статистическая система позволяет делать точные прогнозы
Командная работа чрезвычайно важна во всех сферах деятельности человека, начиная с бизнеса и искусства и заканчивая спортом и науки. Однако пока нам очень мало известно о том, как именно командная работа приводит нас к коллективному успеху. Во всех командных видах спорта очень важно определить, кто из игроков на что способен и какие их действия смогут привести к успеху команды в целом. Но получить ответ на данный вопрос довольно трудно, ведь проследить отдельно за действиями каждого из членов группы достаточно сложно. Футбол остается одним из сложнейших видов спорта со стороны анализа траектории мяча во время игры. И действительно, такие виды спорта как бейсбол или баскетбол имеют множество статистических данных о влиянии каждого игрока в командный результат, в то время как в футболе это непростая задача. Простые данные статистики, такие как, например, число передач или же число голов, только в редких случаях позволяют сделать надежную оценку настоящего влияния каждого из игроков на исход матча. Однако, как посетовал Амарал, обычно после окончания матча вся статистика о качестве игры игроков сводится к имени забившего гол игрока и имени игрока, отдавшего ему пас.
Использованный исследователями метод схож со статистическими подходами, которые применяются в социальных сетях для картирования друзей. На основе его ученые разработали программное обеспечение, которое позволяет отслеживать перемещения мяча между игроками. Эта программа отслеживает не только точные пасы, но и пасы, приводящие в итоге к ударам по воротам, однако не учитывает, заканчивается ли эта комбинация голом или же нет. Большинство команд обычно показывает ровную игру в течение первых трех матчей, по этим результатам и можно предсказывать результаты всего турнира. Разработанную систему ученые испробовали для расчетов результатов чемпионата Европы 2008 года. Полученные расчетные данные полностью соответствовали реальным выступлениям команд. В ходе опыта выяснилось, что, например, Михаэль Баллак, капитан немецкой команды, оказывает сильное влияние на свою команду, и чем ниже его результативность, тем, соответственно, хуже играет вся немецкая сборная.