Тема космических полетов на Марс стала довольно актуальной в последнее время, и Индия также решила присоединиться к исследованию Красной планеты. 24 сентября этого года индийский зонд Mangalyaan, преодолевший расстояние в 680 миллионов километров, сумел достигнуть орбиты этой планеты. Для чего понадобилось изучение Марса Индии, выясняли журналисты раздела "Наука" издания "Биржевой лидер".
Зонд Mangalyaan, который, несмотря на огромное расстояние, разделяющее нашу планету и Марс, недавно все-таки сумел добраться до орбиты Красной планеты, сделал Индию первой на территории Азии страной, которой удалось отправить свой зонд к этой планете. Кроме того, Индия также стала первой страной, которой удалось направить свой зонд к орбите Марса сразу с первой попытки.
Впрочем, научная миссия отправленного космического аппарата довольно скромна – он должен отправить на Землю фотографии поверхности Красной планеты (этим занималась отправленная Соединенными Штатами станция "Маринер-4" в далеком 1964 году) и займется исследованиями метана в марсианской атмосфере – вполне возможно, что проведенные исследования помогут установить источники этого газа. Миссия Mangalyaan рассчитана на шестимесячный срок – это в целых пять раз меньше того срока, который индийские ученые потратили на подготовку к этой миссии. Американский журналист Самант Субраманьян иронично сравнивает миссию Mangalyaan с ученым, который бы приехал на Галапагосы и провел там всего лишь два дня, причем все это время ученый потратил бы на изучение одного или двух зябликов, которые давным-давно до него уже были изучены Чарльзом Дарвиным. Однако на самом деле, несмотря на кажущуюся нелепость этой миссии, у индусов есть свой четкий план.
Отправка к Марсу зонда Mangalyaan – это на 85 процентов демонстрация технологий.
Коппилил Радхаркришнан, возглавляющий Индийскую организацию космических исследований, заявил, что его страна запустила Mangalyaan для того, чтобы продемонстрировать свои технологии – это на 85 процентов составляет основную задачу данной миссии.
Между тем американская пресса отмечает, что в подобной демонстрации технологий одновременно присутствуют как осязаемые, так и неосязаемые аспекты: новое научное вдохновение для индийского народа, отблеск престижа и лучшие возможности для проведения дальнейших исследований. Однако в конечном итоге за запуском Индией Mangalyaan стоит банальный практичный расчет – в случае успеха данной миссии и обсуждения ее результатов в средствах массовой информации можно будет привлечь заказчиков для коммерческого подразделения Индийской организации космических исследований – компании Antrix, занимающейся постройкой и отправкой в космос искусственных спутников, предоставлением транспондеров в аренду и поставками комплектующих для различных космических аппаратов.
Компания Antrix (это слово на санскрите означает "космос") была основана в 1992 году как государственная корпорация, которая должна была заниматься обслуживанием космического агентства страны. Однако, несмотря на то, что Индийская организация космических исследований, как правило, занимается отправкой на низкие орбиты легких спутников, Antrix сумела заработать на привлечении заказов от иностранных компаний: согласно данным, озвученным Mint, доход государственной корпорации за период в прошлом и текущем году составил внушительную (для самой компании) сумму – 212 миллионов долларов. Более того, согласно прогнозам, сделанным на следующий год, ожидается, что прибыль Antrix вырастет еще на 15 процентов. Если по мировым меркам эти доходы нельзя назвать впечатляющими, то для компании, умудрившейся потратить на отправку к Марсу зонда всего лишь 74 миллиона долларов, это весьма приличная сумма.
Поначалу специалисты из Antrix, пытающиеся продать свои услуги, сталкивались просто с огромным количеством проблем. Один из профессоров Мадрасской школы экономики, являющийся автором книги об экономике Индийской организации космических исследований, объяснил проблемы компании довольно просто: цены, которые были озвучены Antrix за свои услуги, были значительно ниже рыночных, и это не вызвало немедленного доверия к индийской компании.
Однако конец 90-х годов прошлого столетия все-таки стал удачным для Antrix, поскольку в эти годы был зафиксирован бурный рост количества правительств разных стран, государственных структур и коммерческих компаний, которые хотели запустить в космос собственный спутник. Субраманьян объяснил, что в настоящее время вокруг Земли вращаются свыше тысячи действующих искусственных спутников. Еще более 2,5 тысячи продолжают вращаться вокруг нашей планеты, однако они уже не работают. По итогам прошлого года совокупный доход в этой сфере составил 5,5 миллиарда долларов, и за самые тонкие кусочки столь жирного пирога есть смысл бороться – ведь это того стоит.
Успешное завершение миссии Mangalyaan может отправить два четких сигнала всем странам и компаниям, которые хотят заниматься производством и запуском своих спутников. Первый сигнал – в Индии специалисты могут разработать космический аппарат, который в состоянии долететь до Красной планеты. Второй – страна может отправлять аппараты в космос за сравнительно небольшие (по сравнению с остальными) деньги.