Вопиющий факт принудил в пятницу лидеров науки России провести третью, внеочередную сессию Конференции научных сотрудников. Министерство образования и науки и Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) предоставили проекты нормативных документов о новой методике распределения государственных субсидий и реструктуризации научных организаций.
Согласно проектам, науку ожидает уже не реформа, а революция — после понижения численности рабочих мест в институтах (присутствуют опасения, что секвестр затронет примерно 60 процентов работников) российский научный мир скукожится до нескольких «особо важных» лабораторий, которые и имеют возможность стать ключевыми поглотителями бюджетных средств. Собравшись в главном зале РАН на Ленинском, 32, ученые огласили свое недовольство присутствующим на мероприятии авторам проектов и отработали комплекс неотложных мер, которые в самой действительности требуются сегодня науке Российской Федерации. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Для начала стоит пояснить, что это было первой сессией Конференции научных сотрудников (стоит напомнить, что данный орган основан для борьбы со злоупотреблениями чиновников в процессе проведения реформы РАН), на которой присутствовал представитель Министерства образования и науки. Помимо заместителя министра Людмилы Огородовой оппозиционное собравшимся крыло представлял заместитель руководителя ФАНО Алексей Медведев. Рассказывают, на мероприятие был приглашен даже премьер-министр, но он приехать не смог по уважительным причинам.
Ключевую мысль большинства собравшихся огласил академик РАН Валерий Рубаков, заявив, что научное сообщество не соглашается с введением приоритетных научных направлений, которые и будут обретать выделяемые финансовые средства. «Те средства, которые ранее были выделены на базовое финансирование всех институтов, в настоящее время переведут в разряд конкурсных. Это может спровоцировать к закрытию целых направлений в науке. Но кому известно, может, еще лет через 10 именно они и станут приоритетными», - заявил академик.
К слову, Рубаков, как ведущий научный работник Института ядерных исследований РАН, не так давно не раз приводил в пример одно из основных направлений своего института — квантовую теорию черных дыр. В настоящее время фундаментальные исследования, проводимые в данном направлении, способны показаться чиновникам невостребованными, не приносящими мгновенную прибыль, а завтра — оказаться ключевыми для понимания основных физических законов Вселенной, основания квантовых компьютеров и тому подобное.
Дополнительным пунктом обсуждаемого проекта «Об утверждении методических рекомендаций по распределению субсидий» стало запуск нового понятия «главный ученый». Нет, имеется, конечно, индивидуалисты наподобие математика Григория Перельмана, но ведь подобных очень мало. В самой действительности «главный ученый» — это понятие абсолютно коллективное, по той причине, что успех управляющего какого-то направления в науке способно определяться, как правило, целой командой его единомышленников. «Я не желаю, чтобы, например, из-за меня на улицу были выброшены мои коллеги», — говорит Рубаков чем спровоцировал бурные аплодисменты зала.
Представитель ФАНО Алексей Медведев проявил попытку убедить собравшихся в том, что не следовало бы распылять ресурсы (на всех), лучше накапливать их в самых прорывных направлениях, но зал предоставил ответ возгласами: «Позор!» В конечном результате Людмила Огородова убедила ученых, что документы пока не утверждены, огласила надежду на дальнейшее обсуждение и выдвинула предложение Конференции научных сотрудников выдвинуть конкретных своих представителей для конструктивного общения с чиновниками.
В результате учеными был предложен комплекс неотложных мер по развитию науки в Российской Федерации: это обязательное базовое финансирование фундаментальной науки с осуществлением объективной оценки результативности всех научных организаций, целевая поддержка лидеров от науки за счет выделения дополнительных средств, восстановление и развитие научной инфраструктуры.
«У нас идеология лягушки, попавшей в молоко».
Для исполнения майских приказов президента от 2012 года требуется сократить 66 процентов ученых, подсчитали в РАН. Чиновники же обращают внимание на сложившийся пакт между наукой и страной: одни не особо жалуются на количество финансирования, другие не заботятся, что они за эти финансовые средства получают.
Невзирая на внушительность вопросов и значительные противоречия в судьбе Академии наук между учеными и чиновниками, Большой зал РАН был наполнен не целиком, а процентов на девяносто. Организаторы украсили фойе и сцену баннерами: «Россия без науки — это труба!», «За одного ученого трех неученых дают!», «No PasaРАН!» и другие.
В начале мероприятия собравшимся было прочитано приветственное письмо создателя фонда «Династия» Дмитрия Зимина, в котором он давал обещание, что деятельность фонда «Династия» по поддержке ученых будет восстановлена либо даже расширена, «как только в нашем государстве наше существование станет более цивилизованным».