В последнее время земляне гонятся за обнаружение признаков неземной цивилизации. Естественно, открытие новых «друзей» будет являться важнейшим событием в истории, однако оно будет иметь как позитивные, так и негативные стороны.
В то время, когда некоторые ученые высаживают вездеходы на Марсе в поисках жизни, запускают телескопы в космос и сканируют его гигантскими антеннами-тарелками, биолог Джозеф Киршвинк уверен, что первые признаки внеземной жизни можно найти даже на полках НАСА. По его словам, вышеуказанное явление можно обнаружить внутри куска породы Марса, который очень даже кстати упал на нашу планету.
Радиоактивный анализ показал, что вышеуказанная порода была сформирована около четырех миллиардов лет назад, когда на Марсе было теплее и влажнее. Кусок этой породы прилетел на Землю 16 миллионов лет назад, когда в космос, в результате удара метеорита о поверхность Марса, полетели фрагменты поверхности планеты.
Через определенный период времени камень приземлился в Антарктиде, где в 1984 году его нашли так называемые «охотники за метеоритами». Ученые назвали его ALH84001 по дате и месту находки. Они выяснили, что булыжник имеет марсианское происхождение, проанализировав газы, которые застряли в порах гор. Эти газы соответствовали по своему составу атмосфере Марса, которую проанализировали космические аппараты «Викинг».
Одновременно с этим, возникло ощущение, что метеорит содержит признаки жизни, которые говорят не лишь о том, что она могла существовать на Марсе, а и о том, что она, через космическое пространство, могла добраться до нашей планеты. Киршвинк, на самом деле, думает, что жизнь в солнечной системе могла появиться только один раз, а также, что это произошло не на Земле. «Четыре миллиарда лет тому назад на Марсе были бактерии», — уверяет он.
Планетолог Крис Маккей говорит, что это вызывает у него определенное разочарование. «Моя работа заключается в поисках жизни на других планетах, — утверждает Маккей, который работает в НАСА имени Эймса, штат Калифорния. — Даже не просто жизни, а второго генезиса».
Жизнь – норма или редкое явление?
Разница очень важна. К примеру, если будет обнаружена жизнь в других частях солнечной системы, а потом окажется, что ее биологический и химический состав похож на земной - у землян так и не появится возможность понять: жизнь во вселенной повсеместное или редкое явление. По его словам, Марс мог инфицировать нашу планету жизнью — либо наоборот. Марс, в любом случае, может оказаться по счастливой случайности исключительным случаем стерильности космоса.
Если вместо этого будет найден подлинный второй генезис, то это будет свидетельствовать, что вселенная плодовита, а жизнь в ней - норма. «Разница между одним и двумя генезисами астрономическая», — уверяет Маккей.
В настоящее время существует четыре независимых линии доказательств, которые указывают на то, что найденный кусок марсианской породы содержит признаки жизни. Самой большой загадкой является наличие в породе маленьких трубчатых форм, которые напоминают окаменелые остатки бактерий, которые были найдены на Земле. Более того, учеными были обнаружены следы минеральных отложений, являющиеся побочным продуктом активности биологического организма, и частицы органических веществ, которые обычно вырабатывают земные микробы. Киршвинка при этом больше всего волнует последняя линия доказательств: частица содержит микроскопические магнитные кристаллы (магнетосомы), при помощи которых некоторые бактерии чувствуют земное магнитное поле.
Если марсианские бактерии и вправду приземлились у нас несколько миллиардов лет назад, то они должны были попасть в большую питательную среду — океан, наполненный растворенным фосфором, железом и углекислым газом. Жизни было достаточно трудно возникнуть в водном пространстве, однако когда жизнь эволюционировала в определенном месте, она могла бы буйно расцвести в океанах. У новоприбывших марсиан не то что не было - не могло быть конкурентов. «Все, что было нужно для жизни, - океан, который был готов к ее прибытию, — сказал Киршвинк. — А потом бац! — раскалывается прилетевший с красной планеты метеорит, а потом высвобождает находящиеся внутри него споры. Одна бактерия, которая способна размножаться, будет плодиться очень быстро; так что первый организм, добравшийся до Земли, взял бы все в свои руки».
«Если Марс таки являлся материнской планетой, то наша планета должна была стать отличным местом для ее роста», — говорит Киршвинк. По его версии событий, в процессе происхождении жизни был и трагический элемент. На Марсе существует одно важнейшее условие, которое делает его практически идеальным местом для зарождения жизни — небольшой размер. Именно размер позволил планете остыть, а затем перейти в твердое из расплавленного состояния намного быстрее, нежели это сделала Земля и поэтому жизнь на Марсе могла начаться раньше. Одновременно с этим, живые существа там не могли процветать. «Нужна особенная солнечная система, где планета, похожая на Марс, могла бы инфицировать соседей. Вероятней всего, эти материнские планеты обречены на смерть, а соседи, вроде Земли, выращивают жизнь», - заключил Киршвинк.
Согласно утверждениям некоторых ученых, в процессе будущих полетов на Марс удастся найти что-то большее, чем окаменелости и магнетосомы. Не стоит исключать и того, что жизнь на Марсе сохраняется и до сего момента, скрываясь под поверхностью.