Марс не был таким теплым, как это считалось ранее – ученые

Группе палеонтологов недавно удалось доказать, что львиная доля атмосферы Красной планеты, еще до того момента, как на ее поверхности сформировались долины и реки, попросту улетучилась. Более того, некоторые ученые предполагают, что ранее климат на Марсе не был таким теплым, как сейчас. Эксперты раздела «Новости науки» журнала для деловых людей «Биржевой лидер» узнали об этом из результатов исследования ученых, опубликованных в специализированном журнале «Geology». Кроме этого, кратко о результатах представителям средств массовой информации также рассказали и в НАСА.

На сегодняшний день на Марсе существует достаточно тонкий слой весьма разреженной атмосферы, которая по большей части состоит из углекислого газа. Его концентрация порой достигает 95%. Группа ученых осмелилась предположить, что ранее атмосфера Красной планеты была куда более плотной, нежели теперь. А этот факт, в свою очередь, позволял существовать жидкой воде, водоемам и рекам в условиях теплого климата.

pic_83f0a0e0ad6928ce4989f1ef96311107.jpg

По мнению ученых, атмосфера Марса стала более разряженной в результате того, что в подземные породы проник углекислый газ. Еще одной причиной этого, предположительно, может послужить истекание того же углекислого газа непосредственно в космос. Согласно проведенным исследованиям, предполагается, что именно второй вариант развития событий, скорее всего, является правильным.

К подобным выводам ученые пришли после того, как провели детальный анализ содержания карбонатов в грунте Красной планеты. Происхождение данных солей просто объяснить, поскольку образуются они из воды, углекислого газа и щелочи. Кроме всего прочего, по предположению ученых, вполне вероятно, они могли бы образоваться в результате активного взаимодействия атмосферных газов и пород самого Марса. Тем не менее проведенный анализ, в конечном итоге, показал, что карбонатов, на самом деле, на Красной планете не так уж и много. Проще говоря, их количества недостаточно для того, чтоб суметь сохранить в себе углекислый газ, который был утерян атмосферой.

В общей сложности, ученые, проводившие исследование, анализировали данные, которые, в свою очередь, были получены пятью разными инструментами, установленными на трех аппаратах. Этими аппаратами оказались: Mars Odyssey, который, кстати, исследует Красную планету еще с 1997 года, MRO (Mars Reconnaissance Orbiter) и MGS (Mars Global Surveyor).

Те исследования, которые были проведены при помощи специального марсохода Curiosity, основаны на соотношении содержания легкого и тяжелого изотопов углерода в атмосфере Красной планеты, показали, что ранее на Марсе «царила» куда более плотная атмосфера. К сожалению, в настоящее время изучить динамику того, как Красная планета теряла свою атмосферу, не представляется возможным. Подобные исследования планируется начать несколько позже, при помощи специальной станции MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile Evolution), которая занимается исследованием вышеуказанной планеты еще с осени прошлого, 2014 года.

На Марсе нашли таинственное облако.

К слову, именно вышеуказанный зонд в марте текущего года обнаружил облако пыли, уютно расположившееся в атмосфере Марса. Его происхождение до сих пор так и не смогли объяснить ученые, как, впрочем, и его состав.

Располагается облако на высоте 150-300 километров от самой поверхности Красной планеты. Как оказалось, чем ниже высота облака, тем большей является его плотность. Ученые пока что так и не смогли прийти к выводу, меняется ли обнаруженное ранее облако от каких-либо факторов, либо с течением времени, или же оно имеет стабильный, так сказать, стационарный характер. В том случае, если данное облако образовалось вследствие атмосферного механизма, который ученым неизвестен, это может свидетельствовать о том, что планетологи до сих пор так и не смогли понять какого-то основного принципа устройства атмосферы Марса.

Тем не менее, по мнению некоторых экспертов, это неопознанное облако, скорее всего, образовалось из-за миграции пыли, которая происходила под действием солнечного ветра, исходящего от спутников Марса — Фобоса и Деймоса, а также комет и астероидов. К счастью, эксперты пришли к выводу, что данное облако никак не может помешать дальнейшему исследованию Красной планеты.

Кстати, также в марте текущего года Марсоход Curiosity нашел следы древней экосистемы на Марсе. По мнению ученых, это может свидетельствовать о том, что когда-то на Марсе существовала примитивная форма азотного цикла, свойственная экосистемам. На нашей планете, например, в результате азотного цикла бактерии преобразуют азот из атмосферного воздуха в нитраты, которые потом усваиваются животными и растениями. Нужны нитраты и для образования аминокислот и других «кирпичиков жизни». Выводы ученых находят подтверждение и из других источников. Например, на Марсе концентрация угарного газа (монооксида углерода) на несколько порядков выше, чем на Земле. Для человека и абсолютного большинства представителей животного мира угарный газ ядовит, но он же является источником энергии для некоторых живых организмов.

Audi A8