По словам известного нейрофизиолога Феликса Шурманна из Федеральной политехнической школы Швейцарии (Лозанна), ученый мир стремительными темпами приближается к созданию искусственного сознания, наделенного способностью развиваться, мыслить, учиться и даже болеть шизофренией. Более детально слова Шурманна о том, когда ученые смогут создать полноценный электронный вариант человеческого мозга, изучали журналисты раздела "Наука" издания "Биржевой лидер".
Феликс Шурманн заявил в интервью изданию "Деловая столица", что ученый мир стремительно приближает тот день, когда будет создан искусственный интеллект. Отметим, что группе швейцарских нейрофизиологов еще три года назад удалось в рамках проекта Blue Brain создать электронный искусственный мозг, состоящий из 31 тысячи нейронов и представляющий собой полный аналог части мозга крысы, а руководителем данного проекта как раз и является Шурманн. Данное открытие является революционным достижением ученых на пути к созданию полноценного искусственного разума. Кроме того, это должно помочь медикам в лечении целого ряда заболеваний, с которыми пока, к сожалению, не удается справиться современной медицине.
Говоря о работе, проделанной швейцарскими учеными, в частности оправданны ли те огромные средства, вложенные в данный проект (речь идет об 1 миллиарде евро), Шурманн без колебаний заявил, что этот проект полностью себя оправдывает. Несмотря на то что современная наука шагнула далеко вперед, тот объем знаний о мозге, который есть у ученых сегодня, является ничтожно малым по сравнению с тем, чего ученые о нем не знают. Он напомнил, что мозг, причем не только человеческий, но и животных, является уникальным по своей структуре органом, имеющим чрезвычайно сложное устройство – его до сих пор даже не сумели толком изучить, не говоря уже о том, чтобы его воссоздать.
Миллионы нейронов мозга, соединяясь между собой, передают импульсы, за счет которых происходит обработка всей поступающей в мозг информации. Однако как именно осуществляется эта связь, как она работает на практике – ученые пока не знают. Именно с этим как раз и были связаны все скептические заявления относительно проекта Blue Brain, запущенного с целью разработки модели мозговой деятельности разных видов представителей животного мира, чтобы потом смоделировать эти разработки в неокортекс человека.
Параллели между мозгом и компьютером очевидны – Шурманн.
Объясняя процесс создания виртуальной модели мозга, ученый объяснил, что все известные достижения в области исследования мозга были объединены в одну глобальную базу, которую группа швейцарских ученых дополнила своими собственными наработками. На этой основе при помощи супермощного компьютера Blue Gene была смоделирована мозговая деятельность. Шурманн отметил, что параллели между мозгом и компьютером очевидны. Логические вентили в цифровой схеме – это синапсы, полупроводники, трактующие как сигналы 0 или 1 отсутствие тока или его наличие – это рецепторы, провода – это асконы. При этом для управления всей системой необходимо знать правильные комбинации нейромедиаторов.
У компьютера Blue Gene есть 8 тысяч процессоров, имитирующих 10 тысяч нейронов. Большая часть процессоров при этом моделирует один нейрон со всеми имеющимися у него многочисленными связями. Помимо этого, есть нервные клетки, имеющие меньше, чем обычно, связей, и в таком случае процессор может воссоздать одновременно два нейрона. В итоге все 8 тысяч процессоров взаимодействовали между собой точно таким же образом, как происходит взаимодействие между нейронами в живом участке коры головного мозга. Если наблюдать за работой компьютерной модели мозга, то можно понять, какие процессы происходят в мозге живых существ: как там рождается мысль, каким образом она развивается, как активирует работу ума информация, поступающая в мозг из внешнего мира.
Сегодня созданная учеными модель уже воспроизводит больший участок головного мозга, нежели та модель, которая была создана три года назад. Тем не менее пока что это все равно не более чем ограниченное количество нейронов, и у этой модели нет возможности продемонстрировать работу всего мозга в целом. Шурманн объяснил, что после того, как была создана первая виртуальная модель части головного мозга крысы, работа пошла быстрее. Он напомнил, что для искусственного воссоздания этого крошечного участка ученым пришлось проделать длительную семилетнюю работу, тогда как для создания в три раза большей модели потребовалось уже три года, а не семь, поэтому прогресс в данном случае очевиден. Более того, работа в данном направлении пойдет еще быстрее после того, как появится суперкомпьютер нового поколения.
Отвечая на вопрос, действительно ли ученым удастся успешно завершить начатую работу и воссоздать полную модель головного мозга, пускай, даже не человеческого, а крысиного, Феликс Шурманн заявил, что сейчас ему не хотелось бы делать столь смелые прогнозы, поскольку это очень большая ответственность. Однако если судить по тому, как продвигается работа в данном направлении, то можно констатировать: прогнозы пока самые оптимистичные. При этом он подчеркнул, что ученые являются нейрофизиологами, и поэтому их работа имеет сугубо прикладное значение.