Искусственное освещение, просмотр телевизора допоздна, а теперь еще и смартфоны, с которыми люди не расстаются даже в постели принято считать факторами, которые мешают человеку нормально спать. Чтобы проверить правдивость этой теории, учеными был проведен эксперимент с участием представителей коренных этнических народностей Южной Америки и Африки, ведущих наиболее приближенный к укладу древних общин охотников и собирателей образ жизни.
В рамках исследования ученые-антропологи проводили работы с тремя группами современных охотников-собирателей, которые ведут традиционный образ жизни. Среди них были боливийские цимане, намибийские бушмены и танзанийские хадза. Всего во время исследования учеными были зафиксированы особенности сна 94 человек. В связи с тем, что образ жизни представителей этих племен за последние несколько тысяч лет изменился относительно мало, ученые решили, что их привычки являются косвенным индикатором практик сна первобытного человека.
После проведения исследований, длившихся в течение нескольких лет, учеными было установлено, что сон у представителей племен цимане, хадза и бушменов, несмотря на все существующие между ними исторические, генетические и географические различия, подчинен поразительно похожим закономерностям. В среднем длительность их сна составила меньше шести с половиной часов. Для того, чтобы выяснить это, на добровольцев были надеты специальные наручные часы, при помощью которых ученые и могли вести наблюдение за сном. Для сравнения — население мегаполисов Соединенных Штатов и Европы в среднем на сон отводят по семь-восемь часов. Это было установлено учеными в результате проведения масштабного опроса.
Никто из представителей племен, принимавших участие в исследовании, не ложился спать сразу после наступления темноты — совсем как в городах, имеющих искусственное освещение. Охотники-собиратели на протяжении трех часов после заката солнца занимались приготовлением пищи, ужинали, мастерили стрелы и составляли планы на следующий день. Помимо этого, большая часть представителей племен цимане, хадза и бушменов просыпались еще до наступления рассвета.
Результаты ряда проведенных медицинских исследований показали, что представители современного индустриального общества зачастую могут испытывать сонливость в середине дня. Это дало ученым почву для составления теорий о том, что послеполуденный сон является вполне естественным и его возможность была подавлена цивилизацией. Однако в результате вышеупомянутого исследования выяснилось, что охотники и собиратели практически никогда не укладывались спать в дневное время.
Древние люди не страдали от бессонницы.
Единственным существенным различием между архаичными племенами и населением мегаполисов является то, что представители первых почти никогда не страдают от бессонницы. Только у 1,5-2,5 процента охотников-собирателей чаще, чем один раз в год, появлялись затруднения с отходом ко сну в ночное время. Более того, в языках сан и цимане слово для обозначения бессонницы и вовсе отсутствует, что говорит о крайней редкости такой проблемы.
Однако о представителях индустриальных обществ нельзя такого сказать, поскольку от 10 до 30 процентов современных людей страдают от хронической бессонницы. В соответствии с некоторыми записями, европейцы просыпались ночью, в результате чего их ночной сон делился на две части. При этом, по словам ученых, среди представителей ранних общин охотников и собирателей такого не было.
У охотников-собирателей количество часов сна менялось, в первую очередь, в зависимости от температуры окружающей среды — зимой длительность их сна в среднем составляет на час больше, чем летом. В условиях современного мира этот важнейший регулятор сна не имеет такого значения (из-за наличия систем отопления), и, по мнению ученых, его возвращение может существенно облегчить борьбу с бессонницей.
Ученые пришли к выводу, что температура воздуха окружающей среды в гораздо большей степени влияет на качество сна человека, нежели степень освещенности помещения.
По словам профессора Джерома Сигала из Университета Калифорнии, ему вдруг удалось понять, что представители этих стремительно сокращающихся этнических групп, которые принимали участие в исследовании, являются последним шансом на то, чтобы понять, каким был сон человека до тех пор, пока он «не насоздавал различных цивилизаций». Также ученый отметил, что абсолютно точным является тот факт, что наши предки не спали больше современного человека.
Говоря о результатах исследования, профессор отметил, что у всех трех групп время и продолжительность сна оказалась одинаковой. В связи с этим ученый выразил уверенность в том, что полученный результат связан с проявлением в участниках эксперимента принадлежности к одному биологическому типу людей, а не объясняется жизненными ситуациями, в которых они находились, поскольку у трех групп эти ситуации разные.
Несмотря на то что древние люди спали значительно меньше, нежели предписано современными сомнологами (7-9 часов в день), на усталость, по мнению ученых, они не жаловались.