Как отмечается, об аутизме есть очень много информации несоответствующей реальности, но закрепившееся в общественном сознании. Виной тому множество данных публикуемых экспертами в медицинской сфере. Как правило, все эти сведения базируются на сомнительной ценности опытах и выводах, пишет Стив Силберман в материале на сайте «Би-би-си».
Наверное, самый известный миф был создан известным детским психиатром Лео Каннером. Это человек утверждал, что он является первым медиком, описавшим детский аутизм. Даже это заявление является неправдой, как отмечает автор материала - Стив Силберман.
Помимо того, Каннер допустил и ряд более существенных ошибок. В своем докладе, вышедшем в свет в 48-м году прошлого века, в издании Time, он выдвигал обвинения в адрес родителей больных детей, которые, по его мнению, не проявляли необходимой заботы о своих отпрысках и именно это де, и спровоцировало аутизм.
Образ скупой на чувства матери прочно закрепился в общественных шаблонах. Как результат – два поколения больных детей лечились в стационарах, где их, в числе прочего нещадно наказывали и подвергали сомнительным «экспериментальным» процедурам. В настоящее время доказано, что суровые родители никак не влияют на развитие аутизма у ребенка.
В то же время есть, к примеру, миф, согласно которому в настоящее время аутизмом страдают больше детей, чем в прежние времена. Как уверяют в интернете, если еще полвека назад на один случай аутизма приходился на 10 тысяч человек, то сейчас этот диагноз ставится одному из 68 детей.
Многие связывают это с вакцинами. На самом деле рост количества диагнозов произошел в связи с тем, что обследования сейчас проходит гораздо больше людей, чем это когда-либо было. Известно, что еще в 80-х годах минувшего столетия не было даже диагностической категории посвященной аутизму. Тогда полагали, что болезнь встречается крайне редко. В этой связи Каннер уверял, что находит аутизм только у одного из 10 детей отправленных к нему.
В числе прочего, все еще многие люди уверены в том, что аутисты начисто лишены всяких эмоций. Их даже сравнивают с социопатами, неспособными сочувствовать другим представителям рода человеческого.
В одной довольно популярной статье вышедшей в свет в 1990 году, ауистов называли людьми не способными на чувства. Там же говорилось, что все больные синдромом Аспергера, являются аномально жестокими и холодными людьми.
На самом деле, аутисты, как правило, крайне обеспокоены тем, чтобы не навредить людям их окружающим, и иногда до такой степени, что просто впадают в душевный паралич. Их проблема в том, что они не умеют распознавать сигналы невербального характера – мимика, жесты эмоциональная окраска слов для них темный лес.
Об аутизме сейчас очень мало известно.
Вера в то, что аутисты бесчувственны, спровоцировала к ним излишне суровое отношение в обществе. Некоторые официальные лица даже позволяют себе высказывания такого рода в публичной сфере. В реальности аутистам очень трудно взглянуть на мир глазами другого человека.
Очередной миф гласит, что самое лучшее, что можно сделать – это заставить аутиста претворяться нормальным. В конце прошлого века психолог, работающий в Калифорнийском университете Оле Ивар Ловаас заявил, что может сделать так, что дети страдающие от аутизма, будут неотличимы от нормальных здоровых сверстников. Эффекта он достигал в ходе индивидуальных тренировок. До настоящего времени большинство специалистов применят разработанную им методику на практике.
Проблема только в том, что программа стоит слишком дорого, и кроме того, ее реализация предполагает существенные сложности для родителей. Ведь в ней предполагается участие всех близких больного, чтобы добиться «полного погружения» в процессе отработки навыков для правильного реагирования в основных житейских ситуациях. Как отмечают медики, работающие по этой методики необходимо по крайней мере 40 часов еженедельно, что практически делает прохождение программы непосильной задачей.
Кроме того, одно время работавшая с ним Кристин Лорд отмечает, что заявления Оле Ивара Ловааса, о том что ему удалось вернуть к полноценной жизни немало аутистов не отвечает правде, и они никем в научной среде не могут быть признаны как доказательства эффективности методики. Многие люди, проходившие в свое время указанную программу отмечают, что получили из-за нее серьезную душевную травму и до настоящего времени постоянно страдают от приступов тревожности.
Еще одно весьма распространенное заблуждение гласит, что аутизм очень часто ставится детям, которые ведут себя несколько эксцентричнее своих сверстников. Как полагает Лорна Уинг, главная проблема здесь в том, что сейчас грань между нормальным поведением и патологией сильно размыта. Она указывает, что любой из симптомов свидетельствующий об аутизме может встречаться и у вполне здоровых людей.
Если аутисты одержимы чем бы то ни было, то здоровый человек просто имеет увлечения. Больной аутизмом ощущает раздражение от прикосновения к вещам изготовленным из определенных материалов, а обычный человек просто не любит одевать вещи из синтетики. Таким образом, между болезнью и нормой существует некая серая зона.
Как бы там ни было, но человечество сейчас только делает первые шаги по долгой дороге изучения природы этого заболевания. Говорить о том, что о нем сейчас все известно крайне самонадеянно и безответственно.