Группу в количестве четырех обезьян-макак готовят и тренируют сотрудники Института медицинских и биологических проблем Российской академии наук (ИМБП РАН) для осуществления полетов в дальнее космическое пространство. Об этом 26 октября информирует «Биржевой лидер».
Обезьян должны, по мнению заведующей отделом сенсомоторной профилактики и физиологии ИМБП РАН Инессы Козловской, цивилизовать.
Это означает, что выбранные для полета в космос животные должны сидеть в креслах и выполнять в них какие-нибудь операции. Ученый Инна Козловская продемонстрировала телевизионному каналу «Россия 24» примата по кличке Клепа. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что его сейчас учат решению простейших задач путем попадания в мишень курсором с использованием джойстика.
Этого примата вместе с тремя другими его сородичами учат выполнению определенных программ, близких по базовым элементам таковым с управлением человека.
Специалисты обоснованно рассчитывают, что спустя уже тринадцать недель тренировок подготовленные макаки будут в состоянии за долю секунды направить курсор с использованием джойстика и научатся через один год решению математических задач и составлению самостоятельно программ собственных тренировок.
Со слов Козловской, проведение космических экспериментов с обезьянами не ново в мировой практике. Когда в пятидесятых годах прошлого века СССР готовил собак к полетам, в США такие же действия проводились с обезьянами. Сама Инесса начала впервые работать с отрядом из «приматов-космонавтов» в составе дюжины макак в 1980-е годы, собрав при этом команду своих единомышленников в научной среде. После двухлетних тренировок этих обезьян отправили в космическое пространство в рамках утвержденной под названием БИОН программы. Вернувшись на Землю, они жили максимум два года.
Каких животных отправляли еще в космос?
Первые земные организмы, его посетившие, - есть плодовые мушки вида дрозофилы. Зимой 1947 года с использованием немецкой трофейной ракеты под названием «Фау-2» американцы подняли их на высоту свыше сотни километров (космическая граница условно проходит на высоте пятидесяти миль или приблизительно восьмидесяти километров). На данных мушках проверяли, как ионизирующие излучения на большой высоте влияют на функционирование живых организмов.
Эксперимент с видом дрозофилы оказался удачным, и настала тогда очередь млекопитающих. Первая пятерка обезьян-космонавтов погибла. У макаки-резуса Альберта I произошла в 1948 году остановка дыхания, когда он не выдержал перегрузок еще до достижения ракетой космоса. В 1949 году Альберт II после совершения суборбитального полета на высоте 134 км разбился из-за отказа парашютных систем, а ракета с Альбертом III на высоте около 10 км взорвалась. Альберт IV также стал жертвой отказа парашюта, так же как, кстати, и Альберт V, полетевший весной 1951 года уже на борту новейшей в то время геофизической ракеты Aerobee. Благополучно смог возвратиться на Землю лишь Альберт VI, стартовавший осенью 1951 года.
В отличие от Соединенных Штатов, ученые Советского Союза экспериментировали с собаками. Суборбитальный полет первыми совершили Дезик и Цыган в 1951 году. Но все помнят Лайку, первой вышедшей на борту советского «Спутника-2» на орбиту в ноябре 1957 года, а еще Стрелку и Белку, стартовавших 19 августа 1960 года и вернувшихся через 24 часа на Землю. Впоследствии Белка и Стрелка имели даже потомство. Их в полете сопровождали крысы, мыши и дрозофилы. У Лайки же оказалась более незавидная судьба, поскольку она летела лишь в одну сторону. Когда экспериментаторы задраивали стенки контейнера с собакой за несколько дней до старта, то они понимали, что животное уже оттуда не выйдет живым. Возглавлявший эксперименты над собаками ученый Яздовский время от времени вспоминал, что отвез незадолго до пуска Лайку к себе домой с детьми поиграть: «Хотелось мне сделать ей приятное что-нибудь, ведь жить собачке оставалось недолго».
Французскими исследователями был выбран путь экспериментов на кошках: первого усатого космонавта удачно отправили к звездам в далеком 1963 году. А первое живое существо, отправленное в дальнее космическое пространство, оказалось черепашкой. На борту советского космического аппарата облетела она вокруг спутника Земли – Луны. Это случилось осенью 1968 года.
В космосе были и шимпанзе. Туда сейчас посылают лягушек, морских свинок, рыбок, крыс, жуков, ос, пчел, тритонов, пауков. Смогут ли последние свою паутину сплести в невесомости, а пчелки строить соты, и куда плывут рыбы в ситуации, когда отсутствует и верх, и низ, и вырастут ли у тритонов отрезанные хвосты? Это не праздные отнюдь вопросы: с полученными данными активно работают биологи и медики. И если их раньше в первую очередь занимало воздействие космической радиации и перегрузок, то теперь главное внимание привлекает работа иммунной и нервной систем.
Очень важным представляется и исследование влияния обстоятельств и факторов космических полетов на репродуктивные и регенеративные функции организмов. Особенно интересны задачи воссоздания полных циклов биологического жизненного воспроизводства при невесомости – ведь нас рано или поздно ожидают поселения в космическом пространстве, сверхдальние перелеты и полеты к иным звездам.