Ученые выяснили, как рыбы становятся невидимыми для хищников

Много какие рыбы научились от глаз хищников скрываться, буквально становясь невидимыми для них, именно потому, что их кожа особенным образом взаимодействует с лучами поляризованного света. Об этом заявляют современные ученые, информируют специалисты издания "Биржевой лидер". "Мы уже давно знали, что морские рыбы, в основном обладают абсолютно неблестящей чешуей, в отличие от их прибрежных, а также речных родичей. Теперь мы хорошо знаем, почему они становятся совершенно невидимыми в таких ситуациях", - заявил М. Твардовский из Атлантического университета в городе Бока-Ратоне

Твардовский с коллегами раскрыли секрет камуфляжа разных морских рыб, изучив сразу несколько особей таковых обитателей моря с помощью специальной 3D-камеры и проанализировав непосредственно светоотражающие свойства отдельно взятых чешуек на их теле. Магнитное и электрическое поля в лучах обыкновенного света в произвольные стороны могут колебаться, но при некоторых обстоятельствах – например, при отражении от поверхности воды или даже тела животного или во время преломления луча при движении через границу между воздухом и водой, свет определенно поляризуется. В таких случаях оба компонента луча резко начинают колебаться в определенных направлениях, под специальным углом друг к другу.

Как говорят ученые, рыбы, в отличие от большей части наземных животных, хорошо видят и поляризованный, и обычный свет. Умение различать такого рода свет и прямые солнечные лучи помогает рыбам лучше под водой видеть, где большинство света является поляризованной. Видеокамера, созданная специалистами, обладала подобной способностью, что позволило им взглянуть на то, как рыбы друг друга видят в толщах вод. Этот эксперимент продемонстрировал, что умение увидеть поляризованный свет никак не помогает, а наоборот мешает хищникам рассмотреть свою будущую жертву – сама кожа морских рыб таким образом устроена, что ее обладательницу делает почти всецело невидимой, если на нее посмотреть снизу со стороны хвоста или же головы, откуда атакуют хищники обычно.

Это происходит непосредственно по той причине, что внутри кожи этих морских обитателей содержится много маленьких пластинок из гуанина, "нарушающих" законы оптики и отражающих поляризованные лучи лишь при определенно взятых углах падения. Это рыбу делает невидимой в наиболее уязвимых точках ее тела. Что самое интересное, блестящая чешуя иных видов рыб, проживающих в иной среде, никак не отражает поляризованный свет аналогичным образом, благодаря чему они становиться должны легкой добычей для разных морских хищников, пользующихся исключительно поляризованными лучами для последующей "демаскировки" жертв.

Как говорят ученые, такую способность морских рыб использовать можно для создания подводных "спецкостюмов-невидимок" и другого рода материалов, где такие избирательные отражающие способности пригодиться могут инженерам и ученым.

1325103977.jpg

Наблюдая за морскими обитателями, ученые создают невидимую для тепловизоров одежду.

Способность осьминогов и нескольких иных головоногих моллюсков видоизменять окраску и при этом становиться невидимыми позволила ученым создать особенные "стикеры", делающие человека невидимым именно для тепловизоров и спецприборов ночного зрения. "Солдаты надевают униформу цвета хаки, чтобы слиться с окружением и листвой во время дня, но ночью они остаются все равно уязвимыми для обнаружения с помощью датчиков ИК-излучения. Мы сумели создать особые наклейки-стикеры, сам узор из которых на солдатской форме поможет им сливаться с фоном и "разбивать" их тепловой силуэт от каких-либо инфракрасных систем", - рассказывает Э. Городецки из университета Калифорнии в городе Ирвине.

Городецки с коллегами изучали химсвойства и поведение клеток-иридоцитов, помогающие некоторым морским существам свой цвет менять и становиться совершенно невидимыми для других окружающих. Внимание экспертов привлек один из белков, который содержится в этих клетках — вещество рефлектин, что способно отражать свет в широчайшем диапазоне длин волн. Химики извлекли маленькие фрагменты генома осьминога, непосредственно отвечающие за сборку этих молекул, и их пересадили в бактерий, научив тех в больших количествах производить рефлектин.

Долгое время экспериментируя с рефлектином, эксперты заметили, что при неких обстоятельствах им покрашенная материя становилась невидимой именно в инфракрасном диапазоне частот. Такое открытие их натолкнуло на мысль, что данный белок использовать можно непосредственно в качестве основы для специального "теплового" камуфляжа. При этом эту идею реализовать получилось далеко не сразу  - рефлектин отражает инфракрасное излучение лишь при определенно взятых условиях, и специалистам пришлось долго подбирать нужные материалы для того, чтобы все покрытие на базе белка можно было использовать в разных боевых условиях.

1053977382.png

В итоге им создать удалось особенную "изоленту", что покрыта рефлектином, на 100% отражающие свойства которого возможно менять, сжимая и растягивая ее. Таким образом, сама униформа, покрытая кусочками такого рода изоленты, будет выглядеть почти так же для тепловизора, как популярная расцветка хаки – для глаз человека.

Жириновский Владимир Вольфович