Рыбы могут иметь сознание – ученые

Ученые пришли к выводу, что рыбы не хуже рептилий и млекопитающих могут осознавать изменения в окружающей среде, а также события, происходящие с их организмом. Результаты этого исследования были обнародованы одним из научных изданий.

При проведении исследования рыб данио-рерио (известный модельный организм) был помещен в сеть, которая была перенесена в отдельное помещение внутри бассейна, где температура воды была снижена до 27 градусов по Цельсию при том, что температура, нормальная для рыб, составляет 28 градусов. Спустя 15 минут рыбы были выпущены из сетки, поэтому они получили возможность выбрать для себя любое из помещений, где была различная температура (от 18 до 35 градусов).

Оказалось, что подвергавшиеся стрессу данио-рерио (приблизительно половина из 72 особей) провели в теплой воде больший промежуток времени (от 4 до 8 часов) в сравнении с контрольной группой. При этом температура тела у них возросла на два-четыре градуса, что, как считают ученые, является свидетельством «эмоциональной лихорадки» и указывает на наличие у рыб сознания.

«Эмоциональная лихорадка» представляет собой  кратковременное  повышение температуры тела примерно 1-2 градуса по Цельсию при нахождении в незнакомой среде. Данный феномен связан с эмоциональным шоком, испытуемым организмом. Ученые считают, что такую реакцию можно встретить только у существ с развитым мозгом, осознающим события, происходящие с ними и в окружающей среде. Ранее птицы, млекопитающие (к числу которых относятся и люди) и один вид пресмыкающихся прошли такой тест, однако амфибии и рыбы не смогли его пройти.

Рыбы и пчелы умеют считать.

Ранее итальянские исследователи из университета Падуи выяснили, что рыбы имеют примитивными математическими способностями и они способны считать до четырех.

Объектом исследования специалистов была небольшая рыбка гамбузия, которую в начале XX века завезли в Европу из Северной Америки. Самок гамбузии отличает развитое социальное поведение, поэтому они собираются в стайки, насчитывающие от двух до двадцати особей.

Первоначально исследователи под руководством Кристиана Агрилло доказали, что самка гамбузии, пытаясь спастись от навязчивого внимания самца, укрывается от него в самой большой из окрестных стай. Таким образом, ученые выяснили, что эти рыбки способны отличать большие стаи от маленьких.

Однако во время экспериментов в лабораторных условиях учеными было установлено, что самки гамбузии присоединяются к стаям, в которых численность рыб составляет ровно на единицу больше, нежели в соседней стае. Рыбка отдает предпочтение стае из четырех рыб вместо стаи из трех, или же предпочитает стаю из трех рыб стае из двух. В то же время, гамбузия не смогла отличить стаю, состоящую из пяти рыб, от стаи из четырех рыб.

В результате дальнейших исследований было установлено, что гамбузии способны оперировать и большими числами. Они не могут точно сосчитать число особей в многочисленных стаях, однако способны отличать большую стаю от меньшей в случае, если количество рыб в стаях отличается в два раза. Так, самка гамбузии предпочитает стаю из шестнадцати рыб стае из восьми, а вот выбор между стаями из восьми и из двенадцати рыб ею был сделан произвольно. Получается, что гамбузии могут оценивать количество особей в больших стаях визуально.

Математические способности того же уровня, что и гамбузии, имеют дельфины, обезьяны и дети в возрасте до двенадцати месяцев. Они также визуально «сосчитывают» число предметов, если их немного, и грубо оценивают большее количество предметов.

Кроме того, также способностью различать число предметов обладают пчелы. К такому выводу пришли энтомологи из Германии и Австралии.

Авторами данного исследования были проведены эксперименты с медоносными пчелами Apis melifera, которые давно привлекают специалистов своей сообразительностью. К примеру, перед этим было установлено, что эти пчелы могут узнавать людей в лицо.

Для обучения пчел счету исследователями был использован Y-образный лабиринт. После того, как пчела пролетала по длинной части лабиринта, она подлетала к сужению, отмеченному двумя или тремя точками. Затем насекомое должно было выбрать одну из ветвей лабиринта. В случае, если насекомое  пролетало в рукав, который был отмечен тем же количеством точек, что и сужение, пчеле давали вознаграждение.

Спустя некоторое время пчелы смогли научиться выбирать правильный рукав в 70 процентах случаев. Затем экспериментаторы предложили своим подопытным решение более сложной задачи. Схема нового эксперимента была похожа на предыдущие опыты, однако точки имели другой вид (отличались от первоначального варианта по форме и/или цвету). Выяснилось, что пчелы, как и в первом случае, успешно отличали два элемента от трех или же три от четырех (в случае, если в первый раз им приходилось сталкиваться с тремя). Однако при использовании большего числа элементов выбор нужной ветви у пчел происходил случайным образом.

По мнению исследователей, изучение «умственных» способностей медоносных пчел является весьма немаловажным направлением. При небольшом числе нейронов этот вид насекомых демонстрируют достаточно высокие показатели, которых можно достичь, используя другой, нежели у человека, способ организации взаимодействия между нервными клетками. Понимание того, как устроен «разум» пчел, позволит, к примеру, создать логические устройства, которые будут использовать те же принципы.

Дугин Александр Гельевич