Ученые не смогли найти существенных отличий мужского и женского мозга

Учеными было проведено сравнение устройства мозга мужчин и женщин, и на этом уровне им не удалось найти существенных различий между полами. Результаты этого исследования были обнародованы одним из научных журналов.

Группой исследователей из Тель-Авивского университета, возглавленной Дафной Джоэль (Daphna Joel), был проведен анализ магнитно-резонансных томограмм мозга примерно 1400 человек, для чего они были разделены на четыре массива данных.

Исследователи определили участки мозга, которые больше всего отличались в зависимости от пола исследуемых, и установили, какое количество характерных «мужских» и «женских» участков имеется в каждом объекте исследований.

В результате выяснилось, что от 23 до 53 процентов образцов, в зависимости от массива данных, имели как минимум один «мужской» и один «женский» участок. Объем содержимого черепной коробки, которое было полностью «женским» или «мужским», колебался от нуля до восьми процентов. Учеными был сделан вывод, что мозг человека преимущественно представляет собой мозаику, состоящую из черт обоих полов и набора общих промежуточных свойств, что свидетельствует о принципиальной невозможности определить полностью «мужской» или же «женский» мозг.

Отметим, что рассуждения по поводу укорененности на уровне мозговой деятельности половых различий являются общим местом в современной психологии. К примеру, именно они зачастую служат объяснением контраста между «мужским здравомыслием» и «женской эмоциональностью», при этом игнорируется факт конструирования таких стереотипов самим обществом.

Табак по-разному действует на мозг мужчин и женщин.

Напомним, ранее учеными было проведено сравнение влияния табака на мозг мужчин и женщин.

По словам исследователей, скорость привыкания мужчин к курению несколько больше, нежели у женщин. Также у полов различаются и цели, достижение которых преследуется этой привычкой. В соответствии с некоторыми психологическими исследованиями, мужчины курят для непосредственного получения от никотина наркотического эффекта, в то время как женщины используют табак для того, чтобы улучшить плохое настроение, отвлечься или же курят просто по привычке.

Выводы ученых были подтверждены и исследованиями мозга. Несмотря на то что нейромедиатор дофамин, который вызывает положительные эмоции у человека, во время курения вырабатывается как у мужчин, так и у женщин, он способствует активизации у них различных участков головного мозга.

Так, у мужчин при этом наблюдалось увеличение активности в правой части брюшного стриатума – структуре мозга, которая ответственна за эффект от употребления никотина, а у женщин активизация процессов происходила в спинном стриатуме, ответственном за формирование привычки.

В качестве испытуемых экспертами были выбраны по восемь мужчин и женщин. Во время своего исследования учеными был использован метод позитронно-эмиссионной томографии. При помощи этого метода специалистами проводилось сканирование участков мозга в процессе курения и определялись области, где наблюдалось усиление дофаминовой активности.

Ученые считают, что их наблюдения позволяют объяснить успех применения никотинозаместительной терапии в отношении мужчин, а также невысокую эффективность этого метода для женщин. Эксперты также намерены использовать результаты своих исследований для учета гендерных особенностей во время лечения и профилактики зависимостей от табака и, по всей вероятности, алкоголя.

Объем мозга не влияет на уровень IQ.

Еще одним недавним интересным открытием ученых является то, что большой объем мозга не является гарантией высокого коэффициента интеллекта у его обладателя. К такому выводу пришли австрийские исследователи после проведения обработки данных 148 исследований, участие в которых принимали больше восьми тысяч человек.

В учтенных исследованиях учеными не только проводилось сканирование мозга при помощи позитронно-эмиссионной томографии и магнитно-резонансной томографии, но и выявлялся уровень IQ, для чего испытуемые должны были пройти тестирование. В результате ученые установили, что размер мозга и IQ не имеют связи. Таким образом, исследователям удалось опровергнуть гипотезу немецкого анатома и физиолога Фридриха Тидеманна, в 1836 году предположившего существование взаимосвязи между объемом мозга и уровнем интеллекта человека.

Более того, австрийским исследователям удалось подтвердить, что интеллект также не зависит и от пола. Так, по словам ученых, мужчины в большинстве случаев имеют больший объем мозга, нежели женщины. При этом женщины, имеющие меньший по размеру мозг, зачастую обладают более высоким IQ.

Исследователи уверены в том, что интеллект обуславливается структурой мозга, а вовсе не его размером. Как пример они привели животных: кашалот имеет самый большой мозг (в абсолютных показателях), а мозг землероек наиболее массивен по отношению к массе их тела. По словам ученых, несмотря на то, что Homo sapiens – самые умные существа среди млекопитающих, в число рекордсменов по объему мозга они при этом не попадают. Исследователи подчеркивают, что межвидовые различия в интеллекте имеют большую зависимость от развитости и связей между отдельными областями мозга.

Mercedes G-Class