Каждый из нас в некоторой степени проявляет нарциссизм, и демонстрируемое нами отношение к собственным собакам как к миниатюрным копиям самих нас отражает эту именно склонность самолюбования, играющую порой в амурных делах, кстати, определяющую часто роль. Об этом 2 декабря рассуждает Дэвид Робсон в Би-би-си.
Чтобы как-то убедиться во внешней схожести хозяев и их собак, ходить далеко не надо.
Подойдите к ближайшему парку. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что там вам наверняка встретится собачник в виде хипстера, имеющий стильную бородку. Прогуливать наверняка он будет какого-либо не лишенного изящества песика с ухоженной тщательно шевелюрою, наведывающего, вероятно, того же парикмахера, что и сам хозяин.
Если же вам встретился брутальной внешности «качок», шагающий вразвалку навстречу, то он, конечно же, стесняется появляться в сопровождении субтильной такой псины, как у хипстера. Так что, скорее всего, рядом с брутальным мэном вы увидите готового всегда драться пса-крепыша вида бультерьера.
А вот вышедшие на пробежку гламурные дамы продефилируют трусцой мимо вас с большой долей вероятности в сопровождении, например, афганских борзых.
Эти представители собачьей породы держат себя с неменьшим важничаньем и достоинством, чем их хозяйки, ступая грациозно своими лапками и потряхивая своими блестящими длинными локонами.
Почему же людьми выбираются себе собаки, максимально похожие на них? Ответ на задаваемый вопрос может нам дать новейшее понимание глубокой связи, существующей с далеких пор у людей с их питомцами. Может быть, нашему сознанию откроются неожиданные и даже странные рифмы между нашим выбором супругов и четвероногих друзей.
Фотограф из Лондона Геррард Гетингс сделал фотопортреты фигурантов собачьих шоу, которые наводят вполне на мысль о существовании между собаками и человеческими существами некоего надвидового родства. А психологу Майклу Рою, научному сотруднику отделения Калифорнийского университета в американском городе Сан-Диего, одному из первых пришла в голову мысль найти ответы на кажущееся родственное сходство эмпирическим образом.
Майкл посетил территорию трех парков, где разрешали выгул животных, и сфотографировал отдельно там псов и их действительных владельцев. Затем Рой попросил групку испытуемых восстановить по фотоснимкам пары.
Никакие подсказки не давались, но определить, с кем кто, участники экспериментов могли с относительно высокой точностью. И результаты эти с тех пор повторялись многократно в иных исследованиях. Здесь важно понимать, что может сходство быть небольшое, но определенно все же заметное – понятно, что не все владельцы бульдогов имеют лица такие, будто выжали их после стирки стиральной машиной. Надо, однако, признать, что результаты эти относятся к той или иной чистопородной собаке, но не к какой-либо дворняжке и что они иногда основаны на каком-нибудь чисто внешнем признаке – у длинноволосых женщин, к примеру, наблюдается предпочтение к собакам с длинными и висячими ушами, а полные люди обычно также имеют собак с лишним весом.
Впрочем, порой проявляется сходство в какой-то более тонкой черте – такой, например, как форма и разрез и глаз. Неудивительно по этой причине, что, если глаза на фото скрывали от испытуемых, то последним было значительно сложнее определиться в паре «собака – хозяин». Может быть, это все потому, что привлекает нас привычное и хорошо поэтому знакомое?!
Наверное, приятнее иметь собачку, похожую на остальных членов нашей семьи или же знакомых и нами любимых. Некоторыми психологами выдвигается предположение, что люди выбирают себе питомцев по тем же принципам, что и любовных партнеров, внешняя схожесть которых с нами может предполагать совместимость в генах. Из-за этого инстинкта человек делает часто выбор на пользу тем, которые несут в себе похожие черты.
Он одомашнил диких собачьих предков для помощи в процессе охоте где-то тридцать тысяч лет тому назад, а затем постепенно переформатировал собак в свой образ и подобие. И тогда была преодолена естественная межвидовая граница и возникла надвидовая мощная эмоциональная сопричастность и связь. За минувшие тысячелетия псы оказались похожими внешне на нас; они ведут себя как мы и нам отвечают – в отличие от многих людей – на наши чувства и любовь неизменной взаимностью. Во многом собаки есть отражение нашей подлинной природы. Поэтому абсолютно естественно, что человечество их считает лучшими из друзей. В конце концов, собачья жизнь по продолжительности больше, чем усредненная продолжительность человеческих браков. При мысленном погружении в историю тех отношений, которые связывают человека с собакой, испытываешь невольно чувство благоговейного трепета.
Кстати, на вещи такой принцип распространяется тоже. Человек, у которого лицо воспринимается с квадратным абрисом, при выборе автомашины предпочтет скорее авто с радиаторной решеткой в более агрессивном дизайне.
Так что в итоге оказывается, что у наших собак и наших машин имеется многое общее в их облике. Следует понимать, что присущий нам нарциссизм вовсе не в обязательном порядке поверхностный: мы исполнены стремлений пребывать с людьми, похожими не просто внешне на нас, но имеющими и похожесть черт характера (близкие по духу характеры могут предопределить даже состояние семейного счастья).