Представления многих людей о пингвинах, которых принято считать забавными и милыми птичками, на самом деле не соответствуют действительности – в записных книжках зоолога и хирурга Джорджа Маррея Левика эти животные описаны совсем по-другому. Более детально о том, насколько отличаются общепринятые представления о пингвинах от реальности, узнавали журналисты раздела "Наука" издания "Биржевой лидер".
Как отмечает интернет-портал BBC Earth, согласно общепринятому представлению, пингвины являются забавными и очень милыми птицами, однако всплывшие в последние несколько лет факты заставляют в корне изменить представление об этих животных. В частности, Дугласом Расселом из лондонского музея естествознания в 2012 году был найден трактат "Сексуальные привычки пингвинов Адели", на котором был поставлен гриф, предупреждающий, что данная информация не предназначена для публикации. Речь в данном случае идет о записных книжках зоолога и хирурга Джорджа Маррея Левика, который был одним из членов экспедиции Скотта. Левик стал первым ученым, наблюдавшим за пингвинами в течение всего периода их размножения.
То, что он увидел, буквально потрясло ученого – пингвины практиковали и гомосексуальные оргии самцов, и совокупление с мертвыми самками, и совершали сексуальное насилие над птенцами. Данный материал в свое время признали слишком откровенным для того, чтобы обнародовать его – например, англичанин, живший в эдвардианскую эпоху, счел бы такое поведение пингвинов развратным. Но на самом деле столь шокирующее даже современного обывателя сексуальное поведение пингвинов вполне укладывается в рамки биологической нормы.
Скорее всего, те "самцы-хулиганы", за которыми наблюдал в свое время Левик, были просто неопытными в сексуальном плане, и поэтому они и совершали такие ошибки. Подобное встречается довольно часто – например, в последнее время учеными было зафиксированы четыре попытки морских котиков вступить в половую связь с пингвинами - вполне возможно, эти попытки также совершались животными по ошибке.
Самки императорских пингвинов бросают своих детей и похищают чужих.
Более шокирующими являются повадки императорского пингвина – самки данного вида антарктических пингвинов зачастую теряют свою собственную кладку, после чего пытаются удочерить или усыновить других птенцов, оставшихся без опеки родителей. Если таких птенцов нет, то дело принимает уже весьма скверный оборот – потасовки между мамашами, сидящими на яйцах, и самками, бросившими свое потомство и старающимися похитить чужих детей, вспыхивают с завидной регулярностью.
При этом длительность удержания похищенных птенцов – всего лишь несколько дней, но нередко самки бросают похищенных малышей уже через несколько минут после похищения. Большая часть случаев заканчивается тем, что нерадивые мамаши попросту бросают птенцов, и те просто погибают от голода или холода. Известен случай, когда пингвин, впавший в заблуждение, даже усыновил птенца поморника – своего естественного врага, птицы, питающейся, преимущественно, рыбой, но при этом нападающей также и на других пернатых, и на зверей. Похищение чужих птенцов – это в равной степени жестокое и странное явление, и вопрос, почему пингвины совершают такие поступки, занимал ученых на протяжении нескольких десятилетий.
Отличительной чертой императорских пингвинов является то, что эти птицы зимой садятся на гнезда – никакие другие птицы этого не делают. Самки оставляют птенцов на попечение самцов, доверяя им согревать потомство, а сами отправляются за добычей к морю – вот здесь как раз и начинается проблема. Птицы, потеряв свои яйца из виду, перестают вырабатывать пролактин – гормон родительской заботы – и в итоге они попросту теряют интерес к своему потомству.
Для того чтобы материнский инстинкт не ослабевал, самки императорского пингвина на протяжении двух месяцев своего "декретного отпуска" поддерживают в своем организме высокий уровень данного гормона. По мнению Фредерика Анжелье, биофизика из расположенного в Вильеан-Буа Французского центра биологических исследований, как раз действием этого гормона и объясняется склонность самок императорского пингвина к похищению чужих птенцов. Ученый для того, чтобы проверить правильность своей теории, вместе со своими коллегами впрыскивал потерявшим птенцов самкам бромокриптин – препарат, который, помимо прочего, также затормаживает процесс секреции пролактина. Подвергшиеся инъекциям пингвины, как и ожидали ученые, гораздо реже занимались похищением птенцов, чем самки из другой контрольной группы, которым не вводили препарат.
Как объяснил Оливье Шабуль, являющийся соавтором эксперимента, это побочный продукт довольно своеобразного поведения самок императорского пингвина. Если птица, вернувшаяся после охоты, не находит своего птенца, а в ее организме уровень гормона родительской заботы продолжает оставаться высоким, то она в большинстве случаев попросту попытается схватить первого птенца, который попадется ей на глаза.
Стоит также отметить, что пингвинов принято считать птицами, которые любовно и нежно ухаживают за своими партнерами, но это тоже не соответствует действительности – пары императорских пингвинов постоянно распадаются, 81 процент особей этих птиц находят себе нового партнера каждый сезон, и для них супружеская неверность является вполне привычным явлением.