Уже несколько лет ученые располагают сведениями о том, что процесс удаления от нас звезд, галактик и всего, что существует во вселенной, происходит гораздо быстрее, чем было принято считать ранее. Впрочем, как отмечают аналитики раздела «Новости науки» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», стало известно, что неведомые силы, которыми, собственно, и определяется скорость такого ускоренного расширения, могут быть наделены неизвестной ранее ролью в процессе создания необходимых условий для жизни.
Подобное заключение было сделано группой ученых-физиков, которые проводили изучение того, какое влияние на планеты оказали взрывы в космосе огромной силы, которым было дано название «гамма-вспышки». Также ученые определили, что развивающаяся жизнь лучше себя ощущает, если находится в отдаленности от соседей.
«Количество взрывов в плотной среде большое, а мы очень близко к ним приближены», - считает испанский космолог и физик-теоретик Рауль Хименес. Его местом работы является Барселонский университет. Кроме того, по словам эксперта, наиболее оптимальный вариант – это расположиться на окраине либо там, где галактики малых размеров являются редкостью. Вот именно такие условия можно наблюдать в пределах Млечного Пути.
В свое время Хименесу и его коллегам удалось доказать, что из-за обстрела планет радиационными лучами и уничтожения их озонового слоя результатом гамма-вспышек может стать процесс активного вымирания разных видов. Также не исключено, что жизнь на этих планетах станет невозможной. Благодаря вспышке радиация направляется при помощи плотных лучей. Их энергия достигла такой силы, что после прохода через звездную систему пучок имеет возможность уничтожения планет в другой галактике. Ученые решили, что сделанные ими выводы могут быть применены в гораздо большем масштабе, что поможет показать, у какой вселенной наиболее оптимальные условия для существования условий для жизни.
Главной задачей этой работы было проведение исследования так называемого «антропного принципа». Его суть заключалась в том, что в некотором роде главной целью вселенной было возникновение разумной жизни. В случае, если бы природные силы были гораздо сильнее или слабее в сравнении с тем, что наблюдают физики, наиболее важные составляющие жизни, такие как элементарные частицы, атомы и необходимые для химического состава жизни длинные цепи молекул, не сформировались бы, и вселенная была бы стерильной или даже абсолютно хаотичной. Часть исследователей совершили попытку выяснить, каким «пространством для маневра» и изменений наделены самые разнообразные константы, прежде чем космос будет неузнаваемым, и жизнь в нем будет невозможна. А у некоторых есть сомнения касаемо смысла и целесообразности таких исследований.
Вместе со своими коллегами Хименес начал изучать одну очень важную составляющую антропного принципа. Используя компьютерные технологии, они воспроизвели модель расширения галактики с ускорением разными темпами. После этого они решили измерить, как изменение космологической константы сможет повлиять на плотность вселенной, больше всего внимания обращая на гамма-вспышки, которые буквально распространяют радиацию на планеты и звезды.
Потом стало ясно, что наша вселенная построена самым правильным и надлежащим образом. Ныне существующая космологическая константа является явным свидетельством того, что скорость расширения очень большая, что буквально свело на «нет» облучение планет гамма-вспышками. В то же время этой скорости недостаточно для формирования большого количества сжигающих водород звезд, вокруг которых есть возможность существования жизни.
Рауль Хименес отметил, что процесс расширения нашей галактики сыграл значительно более важную роль в процессе возникновения оптимальных для жизни условий, чем было принято считать ранее. Ученый никак не ожидал, что космологическая константа станет полезной для завершения очистки региона и будет содействовать тому, что регион будет напоминать населенный пункт.
Итоги ученых не просто свидетельствуют о возможности существования жизни в нашей галактике и вне ее пределов. Это также заставляет по-иному рассмотреть одну из самых больших загадок космической науки, которые не решены по сегодняшний день, а именно: по какой причине космологическая константа такая, какая есть. Это также подтвердил космолог Алан Хевен, который является руководителем Центра умозаключений и космологии при Имперском колледже Лондона.
С точки зрения теории, считает Хевенс, константа должна быть или на сотни порядков больше, чем сейчас принято считать, или нулевой, и в этом случае вселенная не ускоряется. Однако это не совпадает с итогами наблюдений астрономов. «Малое, но не нулевое значение космологической константы - это настоящая загадка в космологии», — говорит он, отмечая, что, согласно исследованиям, это значение соответствует условиям, необходимым для существования разумной жизни, способной наблюдать за ней.
Ли Смолин, являющийся физиком-теоретиком Института теоретической физики в канадском Ватерлоо, весьма скептически оценивает возможность действия антропного принципа и отмечает, что аргументам, предложенным в статье, не следует доверять, и что после первого прочтения каких-то явных ошибок он не нашел.