"Похоже на то, что романтическая любовь существовала в неком виде задолго до появления человека, и некоторые эксперты полагают, что она возникла именно как продукт убийства и насилия", - отмечает издание "Би-би-си".
Любовь - это результат…
Если взглянуть на саму эволюцию любви среди животных, то становится ясно, что она же непосредственно возникла задолго до появления человеческих существ. А причины ее возникновения, вполне вероятно, зловещи. Любовь в нынешнем понимании эволюционировала из секса - а в свою очередь, секс был одним из самых первых изобретений живого существа. Живые организмы с его помощью свои гены передают потомству. Вместе с тем для любви нужен мозг, способный к разным эмоциям.
Где-то 60 миллионов лет назад появились представители первого отряда приматов. Как говорят ученые, во время эволюции мозг некоторых из приматов становился все больше, и в результате они превратились в людей. В связи с этим появилась проблема: увеличение мозга означает, что потомство рождаться должно на более ранней стадии собственного развития, ведь иначе голова ребенка не пройдет через родовой канал. Поэтому детеныши горилл и человеческие младенцы рождаются почти беспомощными, и их родители много времени должны уделять заботе о них. Длинное детство также связано с другим риском.
Самки многих приматов с зависящим от них потомством не способны спариваться до отнятия детеныша от своей груди. Чтобы получить доступ к данной самке, самцу необходимо убить детеныша. Такое детоубийство распространено среди многих видов.
Эти факты Кита Опи и его коллег из лондонского Университетского колледжа натолкнули на интересную мысль. Где-то треть всех видов приматов непременно формируют разнополые пары моногамные, и в 2013 году ученый предположил, что данное поведение появилось именно для предотвращения детоубийства.
К тому же похоже, что для возникновения именно романтической любви нужны отделы головного мозга, которые у приматов сформировались сравнительно недавно. С. Качиоппо из Чикагского университета провела анализ исследований, во время которых с помощью магнитно-резонансной томографии изучала отделы мозга, которые задействованы в любви. Она в результате выяснила, что наиболее абстрактные и яркие переживания завязаны исключительно на угловую извилину мозга. Любовь связана также с некоторыми элементами самого человеческого языка, например, с метафорами. Все результаты, полученные Качиоппо, в некоторой мере намекают на то, что развитию способности к любви явно помог большой объем головного мозга.
А вот упомянутая концепция Кита Опи о детоубийстве как двигателе социального прогресса спровоцировала споры. Не все эксперты согласны с тем, что данная кровавая практика имела отношение к формированию известной моногамии. Есть и иные объяснения: по итогам в 2014 году проведенного исследования ученые пришли к выводу, что моногамия сформироваться могла как вариант "стратегии по охране партнера" - то есть с самкой самцы остаются для того, чтобы с ней никто больше не спаривался.
Любви точное определение трудно дать, но нейрологи считают, что у нее имеется несколько друг на друга накладывающихся стадий. Первая стадия – внезапное половое влечение: нас сильно тянет к определенному человеку. Прикосновение к нему сразу приводит к выбросу гормонов, улучшающих настроение, и мы ощущаем невероятную тягу быть рядом. Когда же такое сексуальное влечение переходит непосредственно во вторую стадию, а это романтическая любовь, то лимбическая система продолжает в этом процессе играть ключевую роль. В то же самое время подавляются те отделы мозга, которые отвечают за более сложную деятельность. Например, опыты показали, что деактивируется вся префронтальная кора, являющаяся задействованной в принятии разного рода рациональных решений.
Но пары долгое время не пребывают в подобном эмоционально интенсивном состоянии. Спустя несколько месяцев начинается т. н. товарищеская стадия. Тогда нормализуются уровни серотонина и дофамина. Но остается все же чувство близости - никуда не девается окситоцин.
"Исследования показали, - информирует издание "Биржевой лидер", - что и у людей, как и у животных, лишение "любимого" непременно вызывает весьма похожее ощущение острой эмоциональной боли". Поэтому совсем не удивительно, что мы этого чувства стремимся избежать, оставаясь вместе. Во всех стадиях любви значимую роль играет именно лимбическая система. Эта система головного мозга в полной мере сформировалась задолго до появления разных первых приматов. "В возникновении особой привязанности и формировании пары являются задействованными наиболее древние отделы нашего мозга, и они вполне активны у многих животных", - отмечает Качиоппо.
Иными словами, уже сотни миллионов лет мозг животных может испытывать по крайней мере несколько аспектов любви. А у предков современного человека под воздействием всевозможных факторов сформировался достаточно большой мозг, который способен и на полноценную любовь. Каковой бы ни была причина, заставившая именно нас друг к другу тянуться - будь то детоубийство или тесная связь матери и младенца, - во многом именно благодаря любви как вид "человек разумный" оказался таким успешным.