Ведущий космический ньюсмейкер в Российской Федерации – вице-премьер Дмитрий Рогозин, гражданин с дипломом журналистского факультета МГУ. Тяжело говорить, многими ли познаниями в космосе наделил его журналистский факультет, но даже гуманитарно-филологическими, судя по речениям гражданина Рогозина, – немногими.
То он расскажет, что «русский космос является вопросом самоидентификации нашего народа, или синоним русского мира», так как «Российская Федерация не способна жить без космоса, вне космоса, не может притупить собственные мечты о покорении неизведанного, притягивающего русскую душу». То расскажет о стратегической задаче Российской Федерации по поводу колонизации Луны («мы собираемся отправиться на Луну навсегда»), а поле этого еще и «освоение потенциала ресурсов» Марса. Правда, в декабре прошедшего года (вероятно, под влиянием кризиса в экономическом секторе) Рогозин вдруг изменил тон, рассказав, что с текущего момента «ведущая цель - это не Луна и не Марс, основная задача - это дешевый космос».
Дело, конечно, не в языковых курьезах, а в том, что они адекватно выражают курьезы смысловые, ключевой из которых является отсутствие какой-то понятной государственной стратегии деятельности в космосе и настоящей концепции развития космической сферы Российской Федерации. отсутствует ответ на основной вопрос: для чего Российской Федерации необходим космос? Для решения вопросов перспективных и глобальных, планетарного масштаба? Либо чисто военных, стратегического характера, либо сиюминутных, для производства некоторого технологического прогресса, либо, только для поддержания государственного престижа?
Черные дыры космической казны.
Как написала «Радио Свобода», 4 года назад Дмитрий Рогозин дал обещание: «Мы к 2015 году построим космодром, зуб даю». Разговор проводился о космодроме Восточный в Амурской области. Окончание возведения стартового комплекса космодрома планировалось на июль прошлого года, первый запуск – на то же время.
Восточный имеет призыв стать на замену космодрому Байконур, который находится после падения Советского Союза на территории Казахстана. Космодром Восточный возводится согласно приказу президента №1473с от 6 ноября 2007 года «О космодроме «Восточный» и распоряжению властей №30-р от 14 января 2009 года. Данный указ находится в секрете, до сих пор не обнародован, в банке документов сайта главы Российской Федерации kremlin.ru его нет (распоряжения властей в открытом доступе также нет), хотя некие его положения были опубликованы. Еще на раннем этапе перечень видных конструкторов и ученых с крайним скепсисом отзывались об данном проекте. В особенности, академик Юрий Семенов, самый крупный на текущий день конструктор космической техники Российской Федерации (один из основателей пилотируемых космических комплексов «Союз», «Салют» и «Прогресс», орбитальной станции «Мир», до 2005 года – генеральный конструктор НПО «Энергия»), на вопрос, как он относится к возведению нового космодрома, дал прямой ответ: «Негативно. Скорее всего, что это будет кормушка для должностных лиц. И слишком значительная нагрузка для экономического сектора».
Выслушивать «нытиков и маловеров» не стали: не до них, когда на кону такие деньги – в 2007 году возведение космодрома было оценено в 130 миллиардов российских рублей. Потом прозвучала цифра 400 миллиардов, а в 2011 году «Роскосмос» представил властям смету уже на 493 миллиарда российских рублей – примерно 16 миллиардов американских долларов. В августе прошлого года Юрий Коптев, бывший генеральный директор «Роскосмоса», а сегодня председатель Научно-технического совета Государственной корпорации «Ростех», рассказал, что космодрому Восточный необходимо еще «добавить» 560 миллиардов российских рублей.
Хотя финансовые средства пошли нескончаемым потоком, сроки возведения стали срываться фактически сразу. Уже в 2011 году в сводках новостей появились известие, что амбициозный проект попал под угрозу срыва, а управление Роскосмоса рассказало Владимиру Путину, что его решение о пуске первой ракеты с космодрома Восточный в прошлом году не будет исполнено в срок. Как выяснили средства массовой информации, на два года опоздала проектно-сметная документация, а когда сметы появились, то прописанные расценки работ стали в два раза меньше тех, которые Спецстрой уже выплатил, в результате и финансов затратили больше, чем было предоставлено, и отчитаться за исполнение работы не получилось. В 2013 году положение совсем стало критическим, отставание по перечню объектов могло достигать 18 месяцев. Именно за эти провалы в июле 2013 года был направлен в отставку руководитель Спецстроя Григорий Нагинский, в сентябре этого же года уволен управляющий «Дальспецстроя» генерал-лейтенант Юрий Хризман, в октябре снят с обязанностей управляющий Роскосмоса Владимир Поповкин.
И пошли уголовные производства: по размаху коррупции данная «стройка века» уже затемнила даже Олимпиаду в Сочи. По известиям прокуратуры, на завершение 2013-го – начало 2014 года в процессе строительства космодрома обнаружено более 800 нарушений закона. В то же время была спешно основана комиссия в вопросах строительства космодрома Восточный, под руководством которой поставили вице-премьера Рогозина.