Еще задолго до появления кролика Багза Банни жил-был совсем другой нахальный кролик, постоянно терроризировавший богов самих индейцев майя. "Их древние рукописные кодексы, которые испещрены "пузырями" с прямой речью, медленно выплывающей из уст разных персонажей, четкими надписями на картинках и явно солеными шутками, поистине удивительным образом сейчас напоминают всевозможные графические романы", - считают журналисты BBC.
Сосуды, которыми майя пользовались для питья, непременно украшены были картинками и текстами, непосредственно с помощью которых прочитать можно было какую-нибудь историю, попросту перевернув данную посудину. Вовсе не являясь ширпотребом, что предназначен для бегства от неблагоприятной действительности, они считались желанными и достаточно ценными предметами, которыми постоянно обменивались для облегчения процесса ведения политических переговоров и одновременно заключения тех или других союзнических альянсов между действующими государствами.
"Это были реальные произведения искусства наивысшего качества, какого только вообще можно было пожелать, - рассказал С. Вихманн, лингвист из престижного Лейденского университета в Голландии. – Они очень высоко ценились, тогда как во многих современных обществах смотрят косо на комиксы".
Первый раз Вихман написал о данных последовательностях картинок в специальной статье "Первые комиксы Америки", которую он в наше время перерабатывает в главу для абсолютно новой книги под названием "Хрестоматия визуального нарратива". Он указывает на тот факт, что в отличие от сегодняшних графических романов, майя изображали только несколько сцен из хорошо известных многим повествований, исходя из того, что сам зритель уже хорошо знаком с главным сюжетом.
Конечно, в том или ином виде визуальные сказания можно увидеть в самых древних пещерных росписях, но, непосредственно с его точки зрения, поражает то, насколько сильно похожи сценки, нарисованные древнейшими майя, на все те комиксы, которыми сегодня мы увлекаемся. Это, к примеру, манера передачи прямой речи, разные способы для изображения движения, забавных животных, дурных запахов, а также соленых шуток. "Налицо тесное соединение всех данных механизмов – и это приближается к тому, что невероятно похоже на комиксы".
Несколько примеров увидеть можно в изображениях, что приводятся ниже.
Смотри и учись.
Некий пожилой учитель тщательно исправляет ошибки десятков учеников: тончайшая линия медленно тянется от его рта к фразе, написанной иероглифами. Этот мотив впервые мог возникнуть примерно 650 года н. э. Вероятнее всего, это близкий родственник выноски именно в виде "пузыря" с прямой речью у многочисленных современных персонажей популярных комиксов.
Огненные языки.
Данные "пузыри" с прямой речью непосредственно в форме языков пламени значат, что люди-кошки очень злобно рычат или даже ругаются. Изменение формы подобного речевого "пузыря" в наше время используется обыкновенно для передачи эмоций со стороны персонажей комиксов. "Облачко" над головой определенного героя призвано передавать разные сокровенные мысли, а тот же "пузырь", но с так называемыми "зазубренными" краями передает вопль или выражает несогласие.
Н. Кон из престижного Университета Калифорнии в городе Сан-Диего (под его личной редакцией и появилась на свет книга "Хрестоматия визуального нарратива") констатирует, что коммуникация непосредственно с помощью визуальных средств разных повествования такая же естественна, как и устная речь или даже жестикуляция. В действительности, это рассматриваться должно как еще одна важная форма языка.
Так же, как многочисленные языки, которые оперируют звуком или жестами, каждый тот или иной визуальный язык, считает он, формировать могут собственную грамматику и словари.
Специалисты издания "Биржевой лидер" информируют о том, что подобное наблюдать можно повсюду в нашем мире. Кон сумел обнаружить, что создатели японских книжек-манга и американских комиксов следуют исключительно четким правилам, когда свои истории конструируют. В тоже самое время австралийские аборигены из племен аранда выработали крайне сложный свод сигналов, которые они на песке чертят. Данными знаками, подчиняющимися особенной форме "грамматики", они сопровождают свой устный рассказ.
Как результат, даже если рисунки на всевозможных сосудах майя могут напоминать востребованные современные комиксы, они обладают также личными самобытными свойствами. Таким образом, серии рисунков майя и комиксы – никак не одно и то же. Тем не менее, определенные сходства привлекли внимание г-на Кона. Его поразило, к примеру, что визуальные метафоры, такие, к примеру как языки пламени, используются до сих пор для передачи определенной эмоции, - и такими же средствами оперировала еще сотни лет назад совсем другая культура.
"Гнев в самом нарративе майя полностью ассоциируется с пламенем. Сегодняшняя устная и рисованная речь предоставляет информацию о том, как мы сами постигаем те же самые абстрактные идеи", - отмечает ученый. Помимо прочего, эти дивные произведения искусства нам напоминают о том, что когда-то визуальные повествования, весьма похожие на комиксы, являлись дарами царей, как некая "Мона Лиза" тех далеких времен.