До сегодняшнего дня неизвестно, могут ли неандертальцы либо шимпанзе быть причислены к людям, так как все еще не достигнута договоренность относительно того, какими главными чертами определяется степень принадлежности к homo sapiens. Об этом сообщают эксперты раздела «Наука» издания «Биржевой лидер» со ссылкой на информацию BBC Earth.
Принято считать, что человек становится человеком под влиянием культуры. Некоторые эксперты также предпочитают упоминать важность души, морали, культуры, языка, а также чувства юмора. Однако сейчас крайне важно отойти от категорий метафизики и выяснить, что же в действительности делает человека человеком в смысле фундаментальной физики.
Как это ни парадоксальным может показаться, но по сегодняшний день никому не удалось дать общий ответ на данный вопрос. В сообществе ученых пока что отсутствует определенное описание биологического рода человека Homo (люди) и нашего вида sapiens (человек разумный).
Конечно же, учеными была совершена попытка сделать это. В действительности сегодня ученые располагают несколькими возможными описаниями человеческого рода, и у представителей научного сообщества можно найти достаточно активный перечень мнений на предмет того, какие характеристики можно отнести к человеку, а какие – нет.
Часть экспертов склонны считать, что сам род Homo возник чуть боле ста тысяч лет назад, и поэтому они не намерены относить к нему даже наиболее известных своих предков по истории, которыми являются неандертальцы. Но есть и такие ученые, которые уверены в том, что человеческий род существует около одиннадцати миллионов лет, и что в него входят не только современные люди и вымершие неандертальцы, но и шимпанзе и гориллы.
Но как же так произошло, что такой важный для человечества вопрос стал причиной таких серьезных разногласий? И вообще, в каком из ныне существующих определений рода Homo больше всего правды? По мнению Джеффри Шварца, представителя Питтсбургского университета в штате Пенсильвания (США), данный вопрос сейчас является самым важным.
Вполне очевидно, что разногласия начались еще в восемнадцатом столетии, во времена естествоиспытателя из Швеции Карла Линнея. Он стал первым, создавшим унифицированную систему с классификацией представителей мира животных и растений.
В 1735 году состоялся выход первого издания основополагающей работы Линнея под названием «Система природы». В ней тысячи живых видов получили определенные названия, но, к сожалению, подход ученого к своему собственному роду оказался более отвлеченным.
Давая название очередному роду животных, шведский ученый предоставил детальное описание всех его основных характеристик. Однако когда очередь дошла до рода человеческого, он ограничился написанием по-латыни «nosce te ipsum», что означает «познай себя».
Вполне вероятно, что Линней был склонен считать, что отличия человека от остальных типов животных до того существенны, что это лишает всякой необходимости формально его описывать. Порой он также делал опор на факт того, что люди являются единственными животными, у которых есть достаточный уровень самосознания, чтобы размышлять на тему собственного размышления.
Как бы там ни было, в его формулировке есть четкие указания на то, что у людей есть очень существенные отличия от всех остальных живых видов.
В размышлениях Линнея есть определенная доля правды, так как он жил за более сотни лет до того, как состоялась публикация работ Чарльза Дарвина относительно теории эволюции через естественный отбор. А эти публикации, в свою очередь, наводят на мысли, что люди – это также часть мира животных.
Однако часть современных ученых, в частности Шварц и группа его единомышленников, утверждают, что теория Линнея дает пояснение, что затрудняет формальное определение человеческого рода.
Значительная часть аналитиков, изучающих эволюцию человека, считают, что определение рода Homo не вызывает никаких проблем. Бытует мнение, что появление первых людей произошло на африканском континенте более двух миллионов лет назад. А до того там проживали представители высших приматов, которые в преимущественной части относятся к роду австралопитеков. У них был целый перечень черт человека, в том числе для перемещения они использовали задние конечности, но размер их мозга был гораздо меньше, чем у современных людей. Передние конечности были более длинными и приспособлены для того, чтобы лазить по деревьям, подобно другим обезьянам. Их питание также отличалось от питания современного человека.
«По традиции считается, что синхронно с постепенным увеличением размера их мозга Гоминини (к которым относят людей, шимпанзе и некоторых уже вымерших предков) начали есть мясо. В связи с этим начался процесс постепенного приближения пропорций их тела к современному человеку, к Homo», - считает представитель Университета Джорджа Вашингтона в американской столице Бернард Вуд. Но нет полной уверенности в правдивости этой теории.
У самых ранних видов из обычно относимых к роду Homo есть несколько австралопитекских черт. Например, человек рудольфский (Homo rudolfensis), который проживал примерно два миллиона лет назад, обладал большим, широким обезьяноподобным лицом, а не более узким человеческим.