Вопросы коррекции человеческого ДНК вызывают острые дискуссии в экспертной среде и в обществе. Одно дело, когда речь идет о победе над такой болезнью как рак, но совершенно иное, когда речь идет об «дизайнерских» улучшениях индивидуальных качеств будущего человека. Пока на Западе к применению таких технологий относятся в основном осторожно, в Китае готовы смело вмешиваться в генетику человека с целью улучшения индивидуальных качеств собственных граждан. Этой теме посвящен материал специалиста в области биоэтики Дж. Оуэна Шафера, который публикует «Би-би-си». С ним знакомит издание «Биржевой лидер».
На самом деле нелегко ответить на вопрос о желании изменить личные качества своих будущих детей через вмешательство в их гены. Развитие науки позволяет говорить о такой возможности все более уверенно, но здесь же возникают дебаты относительно этичности улучшения способности человека при применении биотехнологий. С появлением инструмента редактирования генома CRISPR-cas9 споры разгорелись еще более жаркие. В обществе есть достаточно тех, кто считает опасной возможность совершения манипуляций с ДНК, которые позволят усовершенствовать физические, умственные или моральные качества. Но, тем не менее, невозможно отрицать прогресс, который приносит радикальные изменения, способные создать генетически более совершенного человека.
Интересно то, что лидером, способным совершить в этом направлении наиболее значительный прорыв, может стать не какая-то из продвинутых западных стран, которые давно удерживают лидерство в технологическом секторе, а Китай. Дело в том, что согласно многочисленным исследованиям общественного мнения, значительная часть населения западных стран настроена против большинства форм совершенствования генов. Так, в недавнем опросе исследовательского центра Pew большинство американцев ответили, что не хотели бы вживлять в свой мозг чип, который позволит улучшить их память. При этом многие из них думают, что такое вмешательство морально неприемлемо.
Прошедшие опросы общественного мнения среди населения Германии, США, Великобритании показали, что существенная часть людей выступает против проведения селекции эмбрионов, если это не преследует медицинские показатели. Еще меньше людей поддерживают создание так называемых «дизайнерских младенцев», имеющих усовершенствованные характеристики. При этом, аргументируя, люди говорят о беспокойстве по вопросу безопасности. Склонны поддерживать такую обеспокоенность и среди экспертной среды. Стоит также говорить, кроме прочего, и об этическом моменте: есть мнение, что ученые словно «играют в Бога», когда вмешиваются в естественный ход событий. Также можно предвидеть проблемы неравенства между обычными людьми и индивидуумами с усовершенствованными способностями.
При этом важно отметить, что исследования общественного мнения зачастую проходили среди представителей западного общества, тогда как ситуация на Востоке остается менее изученной. А в месте с тем в Китае и Индии отношение к изменению генов иное. Население Китая очевидно в целом ничего не имеет против прошлых евгенических концепций, как например, аборта в случае серьезных генетических нарушений у плода. Кроме того, важно говорить и о возможностях законодательства в тех или иных странах заниматься совершенствованием генов. На территории Европы, Австралии, Канады действует запрет на генетические модификации зародышевой линии человека, которые передаются его потомкам. Зато в Китае и Индии, а также ряде других, не относящихся к Западу стран, правовой режим не так суров. Ограничения часто не носят обязательного характера.
В США отсутствуют ограничения на уровне законов для редактирования генома, но на федеральном уровне запрещено финансирование исследований в области генетических модификаций зародышевой линии человека. Поэтому с учетом нужды многих генетиков в правительственных грантах для проведения исследований, число соответствующих работ невелико. Совсем иная ситуация в Китае. Там как раз государственная поддержка исследований позволяет занимать лидирующую роль в области редактирования генов человеческих эмбрионов, и в прошлом году там были проведены первые эксперименты с инструментом CRISPR-cas9. Этот инструмент был впервые использован в Китае для генетических модификаций клеток человеческой ткани, не связанных с зародышевой линией. Возможно, эти нововведения помогут при лечении раковых заболеваний.
Китай опережает западные страны и по политическому фактору. Западные демократии по определению чувствительны к изменениям общественного мнения. Политики там не станут финансировать спорные проекты, и, вероятно, введут ограничения на их реализацию. В тех же странах, где механизмы прямой демократии отсутствуют, власти меньше интересуются мнением народа, а чиновники активно манипулируют общественным мнением, чтобы оно соответствовало государственным приоритетам. В таком случае голоса противников генетического совершенствования человека можно заглушить. Пока на Западе правительства колеблются, тормозя тем самым развитие, Китай уходит вперед. Однако повышение его конкурентоспособности все-таки заставит западные страны пересмотреть ограничения. Но пока, похоже, Китай удерживает в своих руках будущее генетического совершенствования.
Автор: Денис Мягкий