Горячие Новости

Куда пропал марсианский зонд «Скьяпарелли»?

Куда пропал марсианский зонд «Скьяпарелли»?

Минувшим вечером ученые, представляющие Европейское космическое агентство, а также их российские коллеги, ставшие участниками миссии «ЭкзоМарс», наблюдавшей за главными моментами экспедиции на соседнюю планету, были в ожидании хороших известий, но вместе с тем испытывали определенное чувство неизвестности. Об этом сообщают эксперты раздела «Наука» издания для инвесторов «Биржевой лидер».

Поскольку миссия «ЭкзоМарс» осуществляется совместно российскими и европейскими учеными, основными площадками, куда вчера поздним вечером поступала вся информация, был центр управления в немецком Дармштадте и Институт космических исследований РАН. Как раз в данном институте проводился сбор двух приборов, составлявших 50 процентов орбитального модуля Марса TGO. Первый является спектрометрическим комплексом АЦС, а второй – детектором нейтронов ФРЕНД.

В ИКИ в этот вечер посетили самые яркие представители космической науки и космоса. Оказать поддержку ученым также прибыли и руководитель Российского космического агентства Игорь Комаров, глава РАН Владимир Фортов и и.о. гендиректора НПО им. Лавочкина Сергей Лемешевский. Именно они стали основными гостями на мероприятии, чьим модератором стал директор ИКИ академик Лев Зеленый. Он даже не пытался скрыть свою радость от того, что происходит. И это совершенно логично, так как успех миссии, в частности, орбитальной ее части, уже в который раз вынужден продемонстрировать «планку», которую держит ИКИ еще со времен Советского Союза, как главный создатель приборов для российских и международных космических миссий. Не пытались скрыть свою радость и двое ученых ИКИ, чьи фамилии на Западе знают давно, — Игорь Митрофанов и Олег Кораблев. Все дело в том, что как раз под их руководством в этом институте создавались приборы на борту орбитального модуля TGO.

Итак, все ожидали новостей с Марса. Первые оптимистичные новости пришли еще днем. Операторы двух российских станций наблюдения в Калязине и Медвежьих Озерах начали получать сигналы от аппарата TGO, которые подтверждали, что с ним все в порядке. Основная же интрига состояла в том, сможет ли TGO осуществить маневр и «зацепиться» за планету, и самое основное — удастся ли ему выжить после спуска в атмосфере европейский зонд Schiaparelli.

С первым вопросом каких-либо неясностей не осталось, когда стало очевидно, что орбитальный зонд покинул тень планеты и станции слежения на земле получают уверенный сигнал от него.

Аппарат оказался на расчетной эллиптической орбите с наибольшим удалением 90 тысяч и минимальным — 400 километров.

«Сигнал TGO видят как наши, так и зарубежные станции наблюдения, аппарат вышел из тени. Если говорить о посадочном аппарате, то от него мы пока ожидаем поступления сигнала», — сообщил директор ИКИ РАН Лев Зеленый в 19.40 по московскому времени.

Информацию о том, что с посадочным модулем все идет по плану, рассказал и Владимир Назаров, возглавляющий отдел наземных научных комплексов ИКИ РАН. «Прием сигнала осуществлялся индийским телескопом, уровень сигнала достаточно низкий», — отметил он.

Как оказалось, этот сигнал оказался первым и единственным сигналом спускаемого аппарата до сегодняшнего дня, полученным на Земле.

В общей сложности модуль Schiaparelli продолжает передавать всю информацию о себе, так называемую телеметрию, при помощи орбитального аппарата TGO, а тот — ретранслирует ее на Землю. Но индийской антенной решетке, самой крупной в мире, удалось поймать этот сигнал от спускаемого аппарата только благодаря своей большой площади, что уже является положительным моментом.

Однако есть и отрицательный момент - сигнал этот был очень зашумленным, что самое главное, он вдруг прервался еще до того, как коснулся самой поверхности. Его получили еще в процессе спуска в атмосфере спустя некоторое время пропал. Этот сигнал совершенно ясно показал, что аппарату пришлось испытать два толчка, вызванные сбросом обтекателя и раскрытием парашюта. Раскрытие имело место на высоте 11 км, оно уменьшило скорость аппарата с 1700 км/ч до 250.

Дальнейший ход событий остается неизвестным.

«Этот же сигнал осуществлял запись орбитального аппарата Mars-Express, который был в зоне видимости, и для его обработки нужно время», — пояснил Владимир Назаров, руководитель отдела наземных научных комплексов ИКИ РАН— Да, это является аномалией, так как это делалось в первый раз, впервые аппарат с подобными радиосистемами садится на Марс. Мы прогнозировали более устойчивый сигнал. Пока ничего хорошего».

Он добавил, что теоретически пропажа связи могла быть спровоцирована пылевым облаком при посадке самого аппарата, однако произошла она несколько раньше.

В госкорпорации «Роскосмос» сегодня заявили, что шансы восстановить контакта с модулем Schiaparelli будут сохраняться еще несколько дней. При этом отмечается, что в период от трех до десяти дней аккумуляторы имеют свойства поддерживать работоспособность космического модуля.

Кроме того, в корпорации добавили, что это является возможным лишь в том случае, если Schiaparelli осуществит «мягкую» посадку на поверхность Марса.

Ранее стало известно, что ученые не могут выяснить, была ли успешной посадка модуля Schiaparelli на поверхность Марса.

Автор:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

10 февраля
10 февраля
LG Electronics
LG Electronics
Карпа Ирэна Игоревна
Карпа Ирэна Игоревна
Евгений Кузин
Евгений Кузин
КиноПоиск
КиноПоиск
Chevrolet Cruze
Chevrolet Cruze - чёткость и плавность геометрии