За неделю до наступления Нового года, 23 декабря 2010 года, власти Китая в порту Янтай арестовали российский теплоход «Максим Аммосов». Аргументировали подобные меры представители Китая наличием долгов в размере 130 000 долларов. Данное судно принадлежало «Арктическому морскому пароходству».
Как сообщают некоторые источники информации, сразу после того, как экипаж теплохода узнал о решении конкурсного управляющего передать судно другой компании без его экипажа, было составлено и отправлено, в Дальневосточную региональную организацию Российского профсоюза моряков, официальное письмо. В нем указывалось, что у моряков ограничены запасы продуктов питания и воды, а также, что с ноября прошлого года членам экипажа не выплачивали зарплату, а руководство компании в связи с невыплатой денежных средств морякам не предпринимает никаких мер.
Это, к сожалению, не первый подобный инцидент с российскими моряками, работающими на Арктическое морское пароходство, которых «забыли» в Китае. Ранее, в августе 2009 года, аналогичная ситуация приключилась с теплоходами «Профессор Воскресенский» и «Василий Ян». Оба судна тогда оказались в порту Китая Шанхай, в котором осуществлялся плановый ремонт кораблей. Но в отличие от нынешнего случая, тогда моряки обратились напрямую к Президенту России и генеральному прокурору с просьбой оказать помощь в возвращении в страну.
Спустя месяц после «шанхайского» ЧП, команда теплохода «Максим Аммосов» заявила, что начинает готовиться к проведению забастовки на всех без исключения судах, принадлежащих Арктическому морскому пароходству. Причина – компания не выплачивала положенное жалование морякам на протяжении четырех месяцев.
Что касается арестов российских кораблей в китайском порту Шанхай, то Дмитрий Медведев поручил первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Игорю Шувалову, лично заняться данной проблемой. В результате финансовые затруднения Арктического морского пароходства были разрешены благодаря вмешательству правительства Республики Саха, являющейся владельцем данной компании. «Вмешательство» подразумевало кредит компании на сумму в 54 миллиона рублей.
Напомним, что в прошлом году ОАО «Арктическое морское пароходство» официально была объявлено банкротом. С 20 сентября того же года на пароходстве введена процедура конкурсного управления.
Любопытен вот еще какой факт. В ноябре 2010 года интернет-ресурс SakhaNews опубликовал письмо, повествующее о тяжелых временах для пароходства. Подпись под письмом поставили директор Дальневосточного филиала ОАО «АркМП» Юрий Верещагин, назначенное лицо компании Владимир Стрелец и и суперинтендант ОАО «АркМП» Анатолий Татарчук. Рассказывая о трудностях пароходства, компания в реальной жизни, однако, получала от судоходства прибыли, а в перспективе, как тогда отмечали эксперты, была возможность выхода из, казалось бы, неминуемого банкротства. В то время стали даже выплачивать зарплаты морякам, а долги постепенно погашаться.
В действительности ситуация была такова: кредит с целью возвращения с «китайского плена» российских кораблей был предоставлен Арктическому морскому пароходству на жестких условиях. В залог под кредит компания отдало три своих теплохода. При этом кредиторы получили гарантии того, что данные суда контролируются конкурсным управлением, и не будут вывозиться на продажу заграницу. В итоге Министерство транспорта России поддержало пароходство, направив средства на ее «реанимацию». В частности, Минтранса обратился с просьбой к Президенту Республики Саха о том, чтобы правительство региона рассмотрело вопрос о продлении кредитного договора пароходства с ОАО «Республиканская инвестиционная компания».
Но несмотря на это, 22 октября 2010 года ОАО «Арктическое морское пароходство» получает постановление об аресте своего имущества. Таким образом, вскоре были арестованы три сухогруза компании-должника. А пароходство вследствие этого потеряло свыше 20 миллионов рублей. А далее пошло все по цепочке: опять возникли задержки с зарплатами морякам, увеличились расходы, связанные с эксплуатацией транспорта, а техническое состояние арестованных теплоходов вследствие их длительного простоя могло значительно ухудшиться. По крайней мере, так описывается сложившаяся ситуация в письме от руководителей ОАО «АркМП».
В письме говорилось и о том, что компании «показалось странным» то, что судебные приставы столь «резко» начали арестовывать «имущество государственного предприятия». После арестов появляется информация, сообщается в письме, что три «изъятых» суда собираются продать «одним лотом, в то время когда стоимость одного теплохода на рынке на сегодняшний день составляет около 40 миллионов рублей».
В свете вышеприведенных фактов, изложенных в письме, само собой напрашиваются аналогии с нынешним положением теплохода «Максим Аммосов», остающегося пока в китайском порту. Возможно, далеко идущих выводов делать не стоит, однако вряд ли можно назвать случайным совпадением второй «инцидент-близнец» с принадлежащими одному и тому же российскому пароходству суднами, попавших в один и тот же «китайский плен».
Очередной «китайский плен» для российских кораблей: кто виноват?
Автор: Павел Господынич
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.