Муамар Каддафи не раз уточнял, что не является президентом, шахом, султаном или императором Ливии. В стране установлен режим Джамахирии - идеального общества по мнению Каддафи. Сам же он не больше, не меньше, а такой же гражданин страны, как и любой ливиец.
Нет титула, так нет титула, решила Франция и объявила 10 марта о своем признании НПС (Национальный переходной совет) Ливии, как единственной законной властью этого североафриканского государства. НПС сформирован оппозиционными силами в Бенгази – столице противоборствующего c режимом Каддафи населения страны.
Джамахирия, провозглашенная Каддафи, это даже не политическая система, а форма общественного устройства. Тезисы Джамахирии «вечный» полковник изложил в Зеленой книге.
Провозглашенная 2 марта 1977 года Ливийская Джамахирия отвергает общепринятые мировые институты власти и формы правления. Вместо администраций и всевозможных советов, в Ливии формировались народные конгрессы и комитеты, разделяя страну на коммуны-ячейки. Эдакие автономии внутри государства, обладающие определенными, достаточными полномочиями, в том числе, в вопросе распределения бюджетных финансовых ресурсов.
В народный конгресс определенной коммуны не избираются депутаты, в нее входят все жители коммуны, которые вправе прийти на заседание комитета и высказывать свою точку зрения по наболевшему вопросу. Вроде бы, как идеальная форма народного управления. Государству остается осуществлять общий контроль, выступать представителем конфедерации местных коммун.
С другой стороны, если Муамар Каддафи, не имеющий формальный статус главы государства, де-факто все равно таковым является, то могло ли такое же быть на местах? Не иллюзорна ли такая система общественной власти? И, если все так хорошо, почему же тогда, все так плохо? А иначе, зачем народ устроил все эти акции протеста, митинги, вооруженные стычки? Не от праздного любопытства же…
Каддафи сам говорил, что его нельзя отправить в отставку, так как… просто не откуда, ведь официальных должностей и высоких постов он не занимает. Хорошо, если он не является официально руководителем страны, готов ли он уйти и почему не уходит? В конце концов, того требует немалое количество сторонников оппозиции. Но Каддафи не сложил свои полномочия (которых, впрочем, по его собственным словам, у него нет), не уехал из страны, а борется за эту самую, якобы, отсутствующую власть всеми силами, с применением боевого оружия против сограждан.
Простой бедуин оказался не так-то прост. Запутал все, запутал всех. Никто не может точно сказать, что же происходит в Ливии – переворот, путч, бунт, восстание, революция, гражданская война и будет ли военная интервенция третьих стран?
Каддафи уверен, народ Ливии любит его, а в бунтах виноваты американцы, и обкуренная, совращенная западным образом жизни, молодежь. В представлении Каддафи, он просто авторитетный человек для ливийцев, который разрешает местные споры и представляет страну на международной арене.
Для западного мира теория Каддафи оказалась сильной головоломкой. Отправить Кададфи в отставку нельзя, можно лишь изменить политическое устройство страны. Но захотят ли ливийцы такой поддержки от иностранцев и нужны ли им в своей стране чужие солдаты? Если ли у оппозиции единая народная поддержка или их объединяет шаткий союз на фоне общего врага – Каддафи? Что будет в таком случае, если Муамар уйдет, не получится ли второй Афганистан, когда воевавшие плечом к плечу против общего врага кланы, после ухода миротворческой миссии начинают воевать друг против друга? Хотят ли мировые лидеры такого варианта или может быть, тогда уж лучше, чтобы Каддафи остался? Вот и думают думу долгую. Не знают, что же делать. Вот и выжидают в сторонке.
Первую активность проявил президент Франции Николя Саркози, который признал и готов вести переговоры с повстанцами из Бенгази, назвавшими себя Национальным переходным советом. Главы других европейских стран пока ограничиваются устным осуждением главного бедуина Ливии, не торопясь с официальными заявлениями.
На НПС и, в частности, на его главу Мустафу Абдель Джалиля, обратил внимание не только Саркози, но и Каддафи. За голову бывшего министра юстиции назначено огромное вознаграждение, 400 тысяч долларов.
Ведь, если мировые страны начнут признавать НПС, как законное легитимное правительство Ливии, то Каддафи автоматически станет «никем», лидером незаконного военизированного формирования от которого правительство страны (читай, НПС) и ее население нужно защитить. Со всеми вытекающими. Если не вводом своего военного контингента, так поставками вооружения.
Устоят ли зарубежные магнаты от соблазна наварить баснословные капиталы на продаже списанного оружия и боеприпасов? Если, да, тогда раннего конца войны в Ливии ожидать не приходится. Можно втридорога обеспечить просроченным оружием обе стороны и с высоты орбитальных спутников наблюдать, как ливийцы уничтожают друг друга.
Каддафи - Правитель без страны?
Автор: Арамис День
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.