Вот уже прошло почти 5 лет, как финансовый кризис, который свалился нам на головы. Как же идут дела в тех странах, где уровень дохода высок, и которые особенно сильно пострадали от этой напасти? Да плохо. Из шести наибольших экономик с высоким уровнем дохода (Еврозона входит туда же), только США и Германии удалось приблизить показатели к докризисным.
Эпицентром первого потрясения была Америка, поэтому они сейчас стабильно выравниваются. Но до сих пор еще никто не почувствовал того благополучного состояния, которое было раньше. ВВП в Штатах растет активнее, чем в других странах. За это время безработица выросла более чем в 2 раза с 4,7% в 2007г до 10% в 2009г. С тех пор она потихоньку снижается, но все равно процент остается достаточно высоким.
Дабы там ни было, но динамика возрастания экономики в Штатах лучше - 8.2%, нежели в Европе, которая застряла на уровне 11.1%.
Экономики, к сожалению, находятся в состоянии застоя. Политики настроены достаточно решительно. Во всех больших центральных банках с высоким уровнем дохода, наибольшую краткосрочную ставку - 0.75%, предлагает Европейский центральный банк. Кроме того, балансы Центробанков с 2007 г выросли вдвое по отношению в ВВП.
В США, Японии и Великобритании сохраняются высокие фискальные дефициты – такого еще не наблюдалось в мирное время. Но, не смотря на доходность американские, британские и японские облигации не превышают 0.8%, 1.5% і 1.6% соответственно.
Объединение такой вялой экономики с большими политическими стимулами Девид Леви (прогнозный центр Jerome Levy), называет «стимулированной депрессией». А все очень просто… некоторые ключевые экономики стараются справиться с излишками кредитных средств, за исключением финансового сектора и домохозяйственного. Например, в США, общий долг по домохозяйству вырос с 112% от ВВП в 1976г до 296% по отношению к 2008г. Правда, этот коэффициент упал до первого квартала 2012г до 250% по отношению к 2003г. А в 2007г валовый объем кредитов в частном секторе составил 29% от ВВП. В 2009, 2010 и 2011 годах не наблюдалось вообще никакого движения.
Далее. В частных секторах наблюдается ощутимое превышение доходов по отношению к затратам. Финансовый баланс США частного сектора показывал дефицит в ІІІ квартале 2007г (2,4% от ВВП). Зато во ІІ квартале 2009г он стал профицитным – 8,2%. И если бы правительство не было готово пропорционально увеличивать свои фискальные дефициты, это привело бы к жестокой депрессии. Американская экономика очень важна для всех, кто пострадал от кризиса. Но он не единственный, где наблюдается снижение затрат в частном секторе. Например, Великобритания. По данным Международного валютного фонда, в этом году, в частном секторе все больших стран с высоким уровнем дохода, будет зафиксирован баланс или профицит. А это значит, в этих странах фискальные дефициты или профициты текущего счета должны бать высокие. Германия выбрала второй вариант. Остальные выбрали первый. Большие страны, чтобы компенсировать профициты частного сектора, довольствуются фискальными дефицитами, так как не могут поддерживать у себя высокие профициты - просто не с кем. Им приходится довольствоваться фискальными дефицитами, чтобы компенсировать профициты частого сектора, которые в свою очередь это объясняют тем, что население старается избавиться от долгов, а так же нежеланием или неспособностью финансового сектора выдавать новые кредиты.
Так что главная тема сегодняшнего дня, как и раньше – отказ частного сектора от кредитных средств. Эту тенденцию частично удалось нейтрализовать с помощью монетарной политики и увеличению госкредитов.
Власть, готовая к подобным мерам, несмотря на критику, спасла нас от второй большой депрессии. Мысль о том, что высокий фискальный дефицит вытесняет частные затраты в условиях невероятно низких процентных ставок, просто абсурдна.
Кстати, некоторых, такая политика беспокоит. Банк Международных расчетов, в своем годовом отчете, утверждает, что странам с высоким уровнем дохода просто необходимо фискальное и монетарное усиление. Так же в отчете говорится о том, что финансовые коэффициенты в период ремиссии могли бы быть ниже. Кроме того, при балансовой рецессии экономические субъекты с высоким уровнем долгов в данном случае – это домохозяйства – желаю больше пустить средств на погашения долгов, сокращая дискретные затраты. И это вполне реально. При этом напрашивается такой вывод: фискальный дефицит должен быть..