Зарубежные журналисты отметили, что министр иностранных дел России Сергей Лавров полностью поменял риторику после четырехсторонних переговоров в Женеве. Об этом сообщил главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.
По словам главного редактора российской радиостанции, иностранные корреспонденты, освещавшие встречу делегаций Российской Федерации, Украины, Европейского Союза и США в Женева по вопросу деэскалации напряжения в Украине, были «ошарашены» сменой тона высказываний главы внешнеполитического ведомства РФ.
В своих репортажах иностранные журналисты отметили, что во время непродолжительной пресс-конференции об итогах встречи в Женеве Сергей Лавров пять раз заявил, что кризис в Украине будут решать сами украинцы. Россия, Америка и Европа будут лишь помогать Киеву, но решать свою судьбу должен сам украинский народ, без давления извне, как отметил руководитель российской делегации. Единственным пассажем своих прошлых громких заявлений в выступлении С. Лаврова на пресс-конференции стало сожаление о том, что в украинской делегации на переговорах в Швейцарии не было представителей Юго-Востока.
Забыл слово «федерализация».
До четырехсторонних переговоров в Женеве Сергей Лавров любой свой спич об Украине, образно говоря, начинал и заканчивал словом «федерализация». На пресс-конференции после подписания Женевского соглашения это слово фактически исчезло из лексикона главы российского внешнеполитического ведомства.
Ранее С. Лавров неоднократно заявлял, что именно унитарное государственное устройство Украины стало главной причиной нынешнего политического кризиса в этой стране. Если в украинской конституции был прописан федерализм, подчеркивал С. Лавров, то любые политические или экономические катаклизмы не смогли бы расшатать целое государство. Поэтому выход из нынешнего глубочайшего кризиса, который угрожает суверенитету государства, Москва видела в конституционной реформе по федеральному принципу. Как считает российский министр, при федеральном устройстве Украины «каждый регион чувствовал бы себя комфортно, ощущал, что его права обеспечены, традиции и привычный уклад жизни защищены».
Видео с YoTube - Лавров настаивает на федерализации Украины
Кремлевская идея федерализации Украины четко отражалась в государственных и провластных российских масс медиа, которые даже отъявленных сепаратистов в Украине, выходивших на «протестные акции» под российским триколором, называли «сторонниками федерализации».
Однако идею федерализма Украины не поддерживают ни в самом государстве, ни за границей. Против федерализации Украины однозначно высказался Европарламент, а президент Беларуси Александр Лукашенко прямо заявил, что федерализация – это прямой путь к дальнейшему расколу Украины на удельные княжества.
Новая украинская власть обоснованно опасается, что федерализация по российскому принципу – это тупиковый путь. МИД Украины недавно обратил внимание, что Россия является федерацией лишь по названию, так как субъекты РФ имеют весьма ограниченные возможности: до последнего времени их руководители назначались из Москвы (но и сейчас центр может без какого-либо согласия местных властей сместить любого руководителя в регионах, вплоть до губернатора), они не имеют даже формального права обсуждать выход из состава Российской Федерации и т.д. Пример оттяпанных от Грузии Абхазии и Южной Осетии показывает, что формальная независимость (обе самопровозглашенные республики не входят в состав России) на самом деле оборачивается полной политической и экономической зависимостью от Москвы, непризнанием на международной арене со всеми вытекающими из этого последствиями и, в конце концов, положением изгоев и нахлебников, полностью зависящих от воли центра.
Вместо федерализации – децентрализация.
В противовес идее федерализации Киев выдвигает принцип децентрализации власти. Отличие децентрализации от федерализации в том, что вопросы общегосударственного устройства и его защиты находятся в компетенции центра. Регионы не имеют права на самостоятельную внешнеполитическую деятельность, обсуждение вопросов суверенитета и обороны государства, но получает широкие права в сферах экономики, образования, языковой политики, общественной и культурной жизни и т.п. Регионы получают право самостоятельно распоряжаться большей частью налогов и сборов, собираемых на их территории, планировать расходы на нужды местных общин, выбирать приоритеты социально-экономического развития и пр., а с центром – разрабатывать совместные проекты общегосударственного значения, получая на них дотации из госбюджета.
С таким подходом сегодня согласны даже руководители Партии регионов, о чем прямо было сказано на чрезвычайном съезде депутатов Донецкой области всех уровней, прошедшем на днях в столице Донбасса. Стоить отметить, что они поддерживали идею федерализацию, пока у власти был их лидер Виктор Янукович (который и сейчас из Ростова-на-Дону проталкивает эту идею), но сейчас выступают за унитарное государство с расширением прав и полномочий регионов.
Женевское соглашение помогло Кремлю сохранить лицо?
Столь разительную перемену в риторике министра иностранных дел России иностранные журналисты связывают с тем, что санкции Запада таки возымели свое действие на Кремль. Запад однозначно заявил, что он не остановится на нынешних мерах, направленных против агрессивной внешней политики России, и готов при малейшей эскалации напряженности в Украине ввести в действие новые санкции против РФ. Подписав Женевское соглашение, Кремль вроде как не сдался, хотя пошел на уступки Западу в украинском вопросе – и волки сыты, и овцы целы, как говорит русская народная поговорка.
Автор: Александр Дынниченко