На 81-м году жизни ушел в лучший мир писатель и сценарист Эдуард Успенский – литературный папа Крокодила Гены, Чебурашки, старухи Шапокляк, весьма самостоятельного пацана Дяди Федора, предприимчивого кота Матроскина, непутевого пса Шарика, Дядюшки Ау, рыжего Антошки и многих других любимых целыми поколениями не только детей, но и взрослых.
Сердце Эдуарда Николаевича остановилось 14 августа. Как сообщил его друг композитор Григорий Гладков, Успенский скончался у себя дома в Москве. Он долго болел раком, недавно вернулся из Германии, где лечился в Баден-Бадене. Но врачи не смогли перебороть тяжкий недуг…
Эдуард Успенский – из «детей Арбата». Он родился в 1937 году, его одногодки – Андрей Битов, Андрон Кончаловский, Владимир Маканин, Эдита Пьеха, Александр Жолковский, Светлана Немоляева и др. Их детство прошло в годы заката сталинской диктатуры, зато молодость в 60-е с ее «оттепелью» подарила им свободу самовыражения и возможность получить «полезную» профессию. Они получали дипломы врачей, инженеров, геологов, но всю жизнь их главным делом было творчество, мало связанное с полученной профессией. Успенский закончил Московский авиационный институт, но все время что-то писал для детей.
Дебютом Успенского в официальной литературе стал поэтический сборник «Смешной слонёнок», увидевший свет в 1965 году. А в следующем году была опубликована его сказочная повесть «Крокодил Гена и его друзья», которая стала первой в его писательском портфолио, принесшем Успенскому мировую славу.
Родители кинулись доставать – часто по большому блату – эту книжку после выхода в 1968 году мультфильма «Крокодил Гена». Режиссер Роман Качанов сумел тонко передать удивительный мир, который создал Успенский. В этом мире переплетались реальность и фантазии, чудеса и быт, мечты и действительность. Необычным языком необычных героев Эдуард Николаевич объяснял детям, что такое добро и зло, честь и честность, сложности реальной жизни и невероятные способы их преодоление. Этот мир Успенского был универсальным для детей всей планеты – недаром его произведения перевели более чем на 20 языков, а цитаты из мультиков по его произведениям стали классикой не только на просторах СССР, СНГ и «социалистического лагеря». Та же Япония была в восторге от Чебурашки, которая стала там чуть ли не национальным символом.
Особенно обласкан властями Эдуард Успенский не был – почетных званий от государства не получил, из наград имел лишь орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, полученный к 60-летию. Зато он имел признание коллег по литературному цеху и миллионы – если не миллиарды! – молодых и взрослых поклонников по всему свету.
Светлая память и земля вам пухом, Эдуард Николаевич. Вы ушли, но ваши герои переживут не только нас, но и наших внуков.