Как мы оцениваем, куда сегодня движется мировая экономика?Во времена пандемии и финансовых кризисов, которые мобилизовали многие меры по спасению в кейнсианском стиле, старые истины об экономике часто забываются
Один из способов преодолеть международную экономическую неопределенность — искать стабильные и надежные индикаторы, которые помогут ориентироваться в хаосе. Другой способ — сосредоточиться на некоторых проверенных временем истинах о сбережениях и человеческом капитале. Во времена пандемий и финансовых кризисов, которые мобилизовали многие меры по спасению в кейнсианском стиле, эти старые истины об экономике часто забываются, написал аналитик Майкл Коэн в статье Bloomberg.
Во-первых, страны с высокими нормами сбережений будут получать совокупную прибыль. Если они смогут поддерживать эти высокие нормы сбережений, они в конечном итоге будут владеть значительной частью мировой экономики. Сингапур и Норвегия являются примерами этого явления, часть состояния Норвегии приходится на удачу страны с нефтью.
Германия — еще одна страна с исторически высокими нормами сбережений (хотя она и не имеет такого инвестиционного успеха, как Сингапур). Да, перед Германией стоят серьезные проблемы: изношенная система образования, сомнительная эффективность инфраструктуры, риск деиндустриализации из-за китайской конкуренции и т. д. Однако относительно трезвое отношение к структуре сбережений и расходов, в том числе в бюджетной сфере, придает ему определенную устойчивость.
Британия находится на противоположном полюсе. По сравнению с другими странами G-7, в стране низкий уровень валовых внутренних сбережений и инвестиций. Это означает, что относительно высокий процент его экономической деятельности финансируется иностранцами, которые получают большую долю совокупного дохода от этих инвестиций. Так что Лондон и некоторые другие части южной Англии могут выглядеть прекрасно, но уровень жизни населения далеко не впечатляет.
Нидерланды также культурно близки Великобритании, но лучше сохраняют и поддерживают чистую положительную позицию по иностранным активам. Эта позиция для Лондона гораздо менее положительна, и это окажется важным фактором в долгосрочной перспективе, помимо более высокого дохода на душу населения в Нидерландах. Можно спорить о том, что является причиной, а что следствием, но я думаю, стоит отметить, что в своих путешествиях я вижу гораздо меньше заброшенных городов и поселков в Нидерландах, чем в Великобритании, пишет Коэн.
Валовые сбережения в процентах от валового внутреннего продукта. Диаграмма: валовые сбережения Bloomberg LP в процентах от валового внутреннего продукта. Графика: Bloomberg LP
Еще одним близким родственником Великобритании является Ирландия, и из этого контраста также можно извлечь урок: хотя Ирландия также в значительной степени зависит от иностранного капитала, Ирландия преуспела в повышении своих показателей в сфере высшего образования, и уровень валовых сбережений домохозяйств является удовлетворительным. . Это поможет Ирландии снизить зависимость от иностранного капитала и получить дивиденды от местных работников. Его экономические перспективы выглядят хорошими.
Человеческий капитал — это еще одна форма сбережения и накопления богатства, и страна, которая показывает очень хорошие результаты по этому показателю, — это США, хотя результаты значительно различаются. Американцы много работают и относительно хорошо образованы в верхней половине населения. США также приняли культуру творчества и имеют богатую историю привлечения и ассимиляции иммигрантов.
Все это помогает США преодолеть низкий уровень сбережений населения. Многие американцы хранят свои деньги в форме человеческого капитала, из-за чего иностранным инвесторам становится труднее красть американскую производительность.
В то же время Канада решила повысить ценность своего человеческого капитала, приняв гораздо больше иммигрантов и используя систему баллов для отбора более образованных и высокооплачиваемых людей. Чистые иностранные активы страны также стабильны и улучшаются. Эти факторы являются причиной оптимизма в отношении канадской экономики.
Все это факты о состоянии стран с аргументами, которые бы не удивили (шотландский экономист и философ 18 века, прим. ред.) Адам Смит. В условиях недолговечных политических споров по поводу инфляции и экономических стимулов эти фундаментальные факторы часто остаются без внимания. Если вы хотите получить более четкое представление о том, куда движется экономика сегодня, начните с нескольких простых вопросов о том, какие ресурсы есть у страны и как она их использует.