После совершенного в Бостоне теракта аналитики начали проводить параллель с бойней, которую устроил тулузский стрелок, начав говорить о новых проявлениях, так называемого, «джихада бедных» или «джихада третьего поколения». Он оказался альтернативой акциям глобального масштаба на подобии 9/11. Его достижения не являются такими масштабными по числу жертв, но децентрализованность действий и взращивание террористов из ассимилированных граждан западного мира способно внушить опасения и требует от правительств искать новые способы борьбы.
Политолог из Франции Жиль Кепель был одним из первых, кто увидел похожее сходство между бойней в Монтобане, которую устроил Мухаммед Мера, и недавним терактом в Бостоне. В интервью газете Le Monde онг выдвинул предположение, что сценарий обеих акций был взят из опубликованной в интернете в 2005 году работе «Призыв к всемирному исламскому сопротивлению», которую написал сирийский исламист Абу Муссаб аль-Сури.
В отличии от «джихада сверху», наиболее значительным примером которого оказался взрыв башен-близнецов в 2001 году, «джихад третьего поколения» разрабатывают «снизу», а если быть точнее – у него вообще отсутствуют организационные структуры.
Эксперт противопоставляет практически «спонтанные акции», которые осуществляли джихадисты, быстрому терроризму массового уничтожения. «Спонтанные» акции, которые пришли к радикальным взглядам благодаря обмену видеороликами и самостоятельно выбирающими цели возле своего местожительства.
Новые акции джихада можно считать мелкими, однако на Западе их повторение, а также рост числа и непредсказуемость сеют страх в обществ, активируя, таким образом, исламофобскую деятельность. Именно на это и полагаются вдохновители исламского радикализма: тогда внутри западного мира будут возникать сообщества из верующих иммигрантов, которыми будут пополняться ряды приверженцев обороняющегося джихада, и он уничтожит западную цивилизацию на ее же территории.
Французский политолог считает, что причинами дезинтеграции инициаторов теракта в Бостоне и отвержение ими ценностей западного мира во имя фундаментальных исламистских норм могут скрываться в кризисе глобализации и травматизме иммиграции. Как раз этим решила воспользоваться в своих целях радикальная исламистская идеология.
Отныне, считают эксперты, ни одно из государств Запада не будет чувствовать себя в безопасности. Исламистские экстремисты, интегрируясь в общество, пользуются социальной помощью и защитой, затем начинают вести подрывную деятельность.