Геофизический институт Техасского университета в штате Остин обнародовал зловещий отчет: побережье Антарктиды размораживается гораздо быстрее, чем предполагалось. Ускорение процесса связывают с повышенной интенсивностью ультрафиолетового излучения, которое посылает Солнце.
Исследователи США отвергают версию о связи повышения температуры воздуха на планете и быстрого размораживания многолетней криолитозоны. По мнению ученых, интенсивная солнечная радиация, проникающая через атмосферу, принципиально меняет климат.
За последние 12 лет вечная мерзлота на побережье Антарктиды дестабилизировалась. Количество замерзшей воды в грунте существенно снизилось, таяние убыстрилось. Изменения пермафроста наблюдались в долинах Земли Виктории при помощи сверхчувствительной фототехники.
Ученые считают, что сокращение криолитозоны приведет к изменению климата в сторону глобального повышения температуры. Поднимется уровень Мирового океана. Большую опасность представляет метан, которым богата почва Антарктиды. При размораживании пермафроста ядовитый газ значительно увеличит свою концентрацию в атмосфере.
В 1985 году эксперты по исследованию атмосферы из Британской Антарктической Службы выявили наличие над Антарктидой озоновых дыр – мест с резко сниженной концентрацией озона в стратосфере. С 1979 по 1990 год содержание этого вещества упало на 5 процентов в среднем по всей планете. Причем падение концентрации озона на 1 процент приводит к росту интенсивности ультрафиолета у поверхности земли на 2 процента.
По данным, приведенным в 1992 году в отчете Межправительственной группы экспертов по проблемам и изменениям климата, весной в стратосфере Антарктики содержание озона упало на 90 процентов. Американский спутник "Нимбус-7" зарегистрировал размеры озоновой дыры, соизмеримые с площадью Западной Европы или США.
Существуют прогнозы, что к середине 21 века содержание упомянутого газа в стратосфере снизится вдвое. Дыра над Антарктидой во многом - последствие погодных процессов. Образование озона возможно в услових ультрафиолетового излучения. С наступлением полярной ночи процесс останавливается. Зимой над Антарктикой образуется постоянный вихрь, мешающий притоку озонированного воздуха со средних широт. Потому весной уязвимость озонового слоя максимальна. Этот вихрь отсутствует над Арктикой, поэтому в северном полушарии содержание озона в стратосфере значительно выше.