С помощью анализа ДНК к концу года ученые обещают воспроизвести лицо натурщицы, позировавшей для Леонардо Да Винчи при написании «Моны Лизы».
В прошлом году исследователи обнаружили в бывшей обители Святой Урсулы во Флоренции останки некой Лизы Герардини. Возможно, женщина, умершая в возрасте 63 лет в 1542 году, и есть та самая Джоконда.
Теперь ученые намерены использовать генетический материал сыновей Моны Лизы. Существуют записи об официальном приобретении семейством Джокондо места для склепа в церкви Святой Аннунциаты. Покой захороненных не нарушался около трех столетий. Исследователям разрешили выпилить кусок бетонного покрытия и вскрыть крипту.
В склепе находятся три захоронения. В центре лежат останки Франческо ди Бартоломео дель Джокондо, мужа Моны Лизы, и их дочери, которая ушла в монастырь. Но ученых интересует сын супругов – Пьеро. С его ДНК они намерены сравнить генетический материал из монастыря святой Урсулы.
Сильвано Винчетти, директор Национального комитета по охране культурного наследия Италии сообщил, что для сравнения взяты останки 14 человек. Если совпадет хотя бы один образец, то Джоконда будет найдена.
Потомков Лизы Герардини тоже интересуют результаты анализов. Итальянские принцессы Ирина и Наталья Строцци отменно говорят по-русски, а улыбки невероятно схожи с выражением лица Джоконды, запечатленном на легендарном полотне.
Предок Ирины и Натальи - первый хозяин родовой башни был богат, но не знал грамоты. Вместо подписи он поставил под договором о купле-продаже галочку. Но возраст бумаги превышает тысячу лет.
Результаты исследований скелета из монастыря святой Урсулы будут готовы к осени. Сейчас ученые заняты радиоуглеродным анализом останков.
Мнение, что имено Лиза Герардини позировала мастеру, возникло после опубликования в 1550 году биографии Леонардо Да Винчи. Ее автор - Джорджо Вазари сообщал, что натурщицей была супруга флорентийского купца Франческо дель Джокондо.
Некоторые предполагают, что Мона Лиза была дочерью миланского герцога Сфорца – Бьянкой. Есть мнение, что Леонардо написал портрет не женщины, а мужчины. Возможно, художник запечатлил самого себя.
Сильвано Винчети предполагает, что на картине изображен Джан Джакомо Капротти. Сравнивая картины «Ангел во плоти» и «Иоанн Креститель», ученый выявил идентичные черты лица. Скорее всего, мастеру позировал юный помощник Леонардо по прозвищу «Дьяволенок».